Фильм Франсуа Озона делает из семейной клуши работодателя-феминистку
В 2010 году в разгар президентского правления Николя Саркози во Франции режиссер Франсуа Озон снимает фильм о том, как директор одной провинциальной фабрики теряет власть на предприятии из-за недовольства рабочих. И не просто теряет, а собственноручно отдает ее своей жене, которая в семье до этого момента играла роль красивой декоративной вазы. Озон берет за основу незатейливую бульварную пьесу, вставляет в уста директора фабрики слоганы предвыборной кампании Саркози и превращает фильм в гимн женщине. В русском переводе картина получила название “Отчаянная домохозяйка”.
Действие происходит в 1977 году. Во Франции волна протестов, профсоюзы угрожают забастовками по всей стране. Рабочие зонтичной фабрики, которую возглавляет Роберт Пюжоль, муж главной героини, настроены решительно и требуют улучшения условий труда. Видя нежелание Пюжоля идти им навстречу, они берут его в заложники. В отличие от фильма “Завод”, где захват директора становится сюжетообразующим эпизодом, у Озона эта кульминационная сцена остается за кадром. Несговорчивого руководителя, конечно, вскоре освободят, но управлять фабрикой он будет уже не в состоянии: с сердечным приступом его отправят прямиком в больницу.
В фильме звучит целый список требований, которые выдвигает профсоюз руководству предприятия. Это 13-я зарплата для всех служащих, пятая неделя оплачиваемого отпуска, сокращение общего количества рабочих часов, оплата дополнительного рабочего времени (не менее 25%). Короче, коллектив не лыком шит, здесь знают свои права и борются за них, как могут. Несмотря на серьезность темы, Озон рассказывает историю легко и весело, преподнося ее в виде социального фарса. С этой задачей прекрасно справляется не только режиссер фильма, но и актеры.
Центр внимания в картине очень быстро сдвигается на мадам Пюжоль. Ее играет Катрин Денев. Для нее эта роль, кажется, стала подарком. Денев с нескрываемым удовольствием примеряет на себя образ “трофейной жены”, назначение которой в этом семействе - украшать обстановку. Трансформация, происходящая с героиней, пожалуй, самое интересное в фильме. Главные черты мадам Пюжоль - непосредственность и самоирония. Она хорошо знает свое место, тонко шутит по этому поводу и проявляет, между тем, живой интерес к своим новым обязанностям, открывшимся перед ней совершенно неожиданно. Можно без преувеличения сказать, что роль Денев в этом фильме стала подарком не только для нее, но и для зрителей. Состоятельная простушка скоро оказывается мудрой женщиной со своими секретами (и умеющей закрывать глаза на чужие). А потом и вовсе становится дамой, которая даст фору любому мужчине. Все эти перевоплощения звезда французского кинематографа разыгрывает блестяще.
В роли профсоюзного лидера Озон снимает Жерара Депардье. Дуэт Денев - Депардье, знакомый по картинам Франсуа Трюффо и Андре Тешине, на сей раз предстает в сатирическом контексте, который к лицу им обоим.
Что касается самого Франсуа Озона, то ему в этой ленте удалось под забавной формой спрятать вполне серьезное содержание. Не знаю, много ли в природе таких случаев, когда феминистский фильм снял режиссер-мужчина. В отличие от многих других работ Озона, в этой почти нет постельных сцен. Но та, что есть, выглядит все равно вызывающе. В “Отчаянной домохозяйке” женщина сначала заменяет мужа на посту директора и останавливает забастовку, к концу фильма подает на развод и объявляет о своем решении идти на выборы в парламент. “Я современная женщина. Я опережаю свое время”, - признает мадам Пюжоль. Это ли не вызов?
Некоторые критики проводят параллель между Сюзанной Пюжоль и Сеголен Руаяль, главной соперницей Саркози на президентских выборах во Франции в 2007 году. Тогда Руаяль проиграла ему во втором туре. К слову, в оригинале пьесы, по которой снят фильм “Отчаянная домохозяйка”, финал был отнюдь не оптимистичный. Но Озону он явно не подошел. Режиссер придумал свою концовку. Его героине хватило нескольких месяцев, чтобы навести порядок на фабрике. Теперь она попробует изменить положение дел во Франции. Да что там во Франции, она изменит мир, если захочет. Кажется, Франсуа Озон в этом не сомневается.
ГАЛЕРКА
Александр Шершуков:
Вообще-то фильм представляет собой огромное издевательство над всеми, кто будет воспринимать его серьезно. Героиня, которая декларирует семейные ценности (и с политической сцены, и в быту), заканчивает явным подталкиванием дочери к аборту. Ставшие работникам “родными отцами” собственники таки переводят производство в Азию, ибо так дешевле и прибыльнее. Ну и как финальная вишенка на торте - рисунки Кандинского, которым восхищается сын героини, переносятся на товары фабрики: “Кандинский на зонтиках - как это смело”.
Франсуа Озон - всю жизнь эпатировавший мещанские взгляды - так замаскировал под них свою картину, что вначале она действительно смотрится как гимн торжествующей пошлости. Которую, впрочем, приветствует население. (С другой стороны - голосуют же люди за Жириновского?!)
А профсоюзы? А профсоюзы в фильме прошли путь от захвата директора до провала с выводом части производства и сокращением числа работников (правда, это не акцентировано в картине). Зато для детей оставшихся тружеников собственник готов провести праздник. Много это или мало?
АФИША
“Отчаянная домохозяйка”
Сюзанна - жена директора фабрики по производству зонтов и классическая домохозяйка 70-х. Ни муж, ни выросшие сын и дочь уже не воспринимают ее всерьез. Все в одночасье меняется, когда ее муж после забастовки и захвата работниками в заложники попадает в больницу с приступом. Домохозяйка становится директором...
Действующие лица и исполнители:
Сюзанна Пюжоль - Катрин Денев, Робер Пюжоль - Фабрис Лукини, Жоэль - Жюдит Годреш, Лоран - Жереми Ренье, Морис Бабен - Жерар Депардье.
Награды:
2010 - номинация на “Золотого льва” Венецианского кинофестиваля;
2010 - номинация на премию BAFTA Британской академии кино и телеискусств в области кинематографии за лучший фильм на иностранном языке;
2011 - номинации на премии “Сезар” французской Академии искусств и технологий кинематографа в категориях “Лучшая женская роль”, “Лучшие костюмы”, “Лучший адаптированный сценарий”.
Светлана Прокудина, кинокритик