Ей было 93 года. Она ходила в шляпке с вуалью и с маленькой, выцветшей от времени бархатной сумочкой, куда складывала покупки. А еще она считала, что самый главный праздник в году - день Святого Валентина. Потому что он о любви.
Где мы познакомились? О, ничего необычного. Я тогда работала кассиром в небольшом сетевом магазинчике. Нужно было оплачивать учебу в институте и хоть как-то жить. А кому из работодателей нужен студент, пусть и заочник? Магазинчик был затерянным - кроме жителей ближайших домов к нам почти никто не заглядывал.
Она всегда приходила утром - маленькая, деликатная, в неизменной фетровой шляпке и старомодном, длинном приталенном пальто. Летом шляпка сменялась на соломенную, а пальто на длинное платье в мелкий букетик и старомодный же приталенный жакет.
- Здравствуйте, моя симпатия! Сегодня такая чудесная погода! Не можете ли Вы мне помочь с выбором? Буду премного Вам благодарна - это было обычное ее приветствие ко всем нам.
Для нее приберегался самый свежий хлеб и откладывалось молоко из утреннего привоза. Для нее отбирались лучшие яблочки и уносились в подсобку, чтобы их никто не купил. Для нее открывалась вторая касса, если на первой был хоть один человек.
И для нее носили корзину с покупками. Старушку смущенно семенила рядом и причитала:
- Ну что Вы! Не стоит так утруждаться! Я сама, право, сама справлюсь. У Вас и без меня так много работы!
Покупала она немного - каждое утро и на один день. Хлеб, молоко, булочку с повидлом, немного фруктов, конфетки, иногда курочку или котлетки. И корм для кошечки. Которая серая, и такая ласковая, такая ласковая, как та, которая была в детстве до войны.
- Спасибо Вам. И желаю Вам всего наилучшего! А самое главное - любви. Без любви в этой жизни - никуда! - Она прощалась так же неизменно, как и приветствовала. Каждого. Каждую. Желала любви. Без которой в этой жизни никуда.
А в одно утро она не пришла. И на следующее не пришла. Для нее все так же откладывался мягкий хлеб и свежее молоко, все так же уносились в подсобку лучшие яблочки. Но она не пришла и через неделю. И через две.
А потом я уволилась. Быстро, одним днем, сменился хозяин, и уже через два часа я написала заявление и собирала вещи.
А яблочки, заботливо отложенные продавщицей, лежали в подсобке. До востребования.
И очень хочется верить, что они все-таки потребовались. И моя сменщица услышала:
- Здравствуйте, моя симпатия!