Ливадийский дворец является ярким примером художественной эклектики. Здесь архитектор Николай Петрович Краснов соединил элементы различных стилей: вестибюль эпохи Рима I века и Белый зал в стиле Возрождения; кабинет в классическом стиле жакоб и бильярдную в стиле тюдоровских интерьеров... Несмотря на подобные фантазии архитектора, убранство дворца оставляет впечатление целостности и гармонии.
Главный вход дворца выполнен в виде выступающего портика. Здесь больше всего сложной ручной работы по мрамору, которую выполняли итальянские мастера. В медальонах над колоннами сохранились инициалы членов последней царской семьи.
Но посетители обычно торопятся пройти во внутрь.
Вестибюль - первое парадное помещение - воспроизводит основной архитектурный стиль дворца - неоренессанс. Характерная для интерьеров того времени мебель была утрачена поле национализации. Сейчас здесь, как и на всем первом этаже, представлена реконструкция обстановки Ялтинской конференции. Только следует уточнить, что заседания проходили в соседнем парадном Белом зале, где теперь проводятся международные встречи.
Белый зал - самое красивое и большое помещение дворца. Здесь при Романовых располагалась Парадная столовая. Своим названием - Белы зал - обязан не только цвету стен, но и обилию света, который льется через большие окна, выходящие в Итальянский дворик.
Под потолком Белого зала проходит широкий орнаментальный пояс, на котором изображены гербы крупнейших губерний России. Что бы выделить рельефы стен и потолка, Краснов отказался от люстр и настенных светильников разместив за орнаментальным поясом электросветильники.
В восточной части столовой, которая примыкает к вестибюлю, в специально созданной для нее нише расположена скульптура "Пенелопы" Брюгера, которая раньше украшала интерьеры старого дворца. Краснов знал ценность этой скульптуры для царской семьи - в 1863 году ее подарили Марии Александровне (жена Александра II) граждане Одессы - и перенес ее в новый дворец как символ новой жизни.
В ноябре 1911 года в Белом зале по случаю 16-летия Великой княжны Ольги был устроен бал.
Для отделки Парадной ожидательной Краснов использовал темный орех и темную драпировку. С Белым залом она контрастирует по цвету, но не по стилю. Ярким примером стиля ренессанс являются розетты в украшении деревянного потолка, обрамление дверей и выступающие карнизы.
Неотъемлемой частью убранства дворца являются камины, выполняющие прежде всего декоративные функции. Камин в Парадной ожидательной оформлен темно-зеленым мрамором и бронзовой обкладкой.
Во время Ялтинской конференции эта комната служила рабочим кабинетом Франклина Рузвельта. В Ливадийском дворце во период конференции служил резиденцией американского президента.
Парадный кабинет Николая II оформлен в стиле жакоб, разновидности позднего классицизма. Беломраморный камин, украшающий парадны кабинет, Краснов перевез из старого дворца.
Потолок украшен рельефным орнаментом, который дополняет выполненная русскими мастерами люстра из хрусталя и позолоченной бронзы.
Для президента США комната служила спальней. Американскому президенту очень понравилось в Ливадии, и в одной из бесед со Сталиным он выразил шутливое пожелание приобрести имение.
Бильярдные комнаты в русских дворца того времени как правило оформлялись в английском стиле. Бильярдная комната ливадийского дворца не стала исключением. Она оформлена по мотивам английского стиля Тюдор XVI века. Стены обшиты резными панелями изготовленными из каштана.
Потолок, который кажется деревянным, на самом деле выполнен из прессованного картона и искусно расписан масляными красками.
Именно в этом зале, за длинным столом, во время официального завтрака главы трех государств подписали главный документ Ялтинской конференции.
Композиционным центром здания является внутренний Итальянский дворик. С четырех сторон он окружен аркадой из арок.
Восемь радиальных дорожек сходятся в центре, где некогда стоял античный колодец. В послевоенные годы его потеснил фонтан итальянской работы середины XIX века. А на смену розам пришла вечнозеленая растительность. Хотя розы. в ограниченном количестве, остались.
Именно в этом дворике снимались сцены из фильмов: "Собака на сене", "Анна Каренина", "Овод" и других.
Второй внутренний дворик - Арабский - является световым и вентиляционным колодцем. С его помощью освещаются помещения из которых нет выхода на улицу.
Стены первого этажа украшают плитки из майолики, представляя собой стилизацию восточных изразцов.
В глубине дворика расположен пристенный мраморный фонтан.
Поднявшись на второй этаж, мы попадаем в верхний или рабочий кабинет Николая II. При первом визите в новый дворец император писал: "Я в восторге от своего верхнего кабинета!". Здесь он читал регулярно приходившие в Ливадию документы принимал с докладами министров. Набор предметов мебели был продуман особым образом: светлый и просторный кабинет визуально делился на рабочую зону и место отдыха перед большим камином из светло-зеленого крымского диорита.
Ковер ручно работы - подарок персидского шаха на 300-летие дома Романовых.
Особое место в Ливадийском дворце занимает Опочивальня Их Величеств. Она освещается светом, льющимся из трех больших окон.
Как и во многих других комнатах камин является украшением и цветовым акцентом - он выполнен из майоликовых изразцов, обрамлен этажеркой и шкафчиками.
Небольшая проходная комната была библиотекой императрицы, но книгами пользовалась вся семья. Сохранились старинные шкафы, но сама библиотека не уцелела.
Гостиная хозяйки дома - будуар императрицы. Здесь вечерами проходила жизнь царской семьи.
Александра Федоровна была прекрасной пианисткой и часто музицировала в четыре руки с кем нибудь из дочерей на рояле фирмы "Беккер".
Одна из самых уютных комнат дворца - семейная столовая. Это особое место, которое не утратило атмосферу даже сейчас, спустя столетие. Сюда приглашали людей особенно близких семье.
Камин в столовой облицован керамической плиткой и обрамлен темной металлическо обшивкой.
Из жилых помещений дворца скромнее всего были оформлены детские комнаты. Это было элементом воспитания.
Великие княжны любили рисовать. Уроки рисования им давал архитектор Краснов. Стены комнаты украшены работами его учениц и Александры Федоровны.
Не смотря на то, что дворец был оборудован лифтом, который кстати до сих пор работает, члены царской семьи предпочитали пользоваться лестницами.
Ливадийский дворец является самым посещаемым музеем Крыма. Это чарующее место, в котором соединились красота дворца и удивительная гармония поместья с природой Ялты.
Члены царской семьи любили повторять:" В Ливадии - жизнь, а в Петербурге - служба."