Хотите узнать, кем на самом дела был знаменитый милый Августин и почему одноименная песня на столетия пережила автора? Или, может, вам не дает покоя вопрос, почему одна из башен собора святого Стефана, одного из символов Вены, так и осталась недостроенной? Вероятно, многих заинтересует, как завладеть несметными сокровищами, которые хранит в себе гора Унтерсберг, что в земле Зальцбург? Ну а веселые и любознательные ни за что не откажутся пропустить кружку-другую отменного пива в компании алхимика Парацельса или ученого доктора Фауста. Если хотя бы на один вопрос вы ответили да или молча кивнули головой, то мы приглашаем вас окунуться в мир австрийских легенд. Мир, после соприкосновения с которым история, культура и даже сам язык этой страны заиграет для вас новыми красками.
Легенды – это не то же самое, что сказки. Если сказки служат для того, чтобы развлечь детей или дать им наставление и всецело является плодом фантазии рассказчика, то легенда всегда имеет в своей основе реальные события, произошедшие в определенном месте. Это может быть озеро Монд-Зе, замок Дюрнштайн, гора Унтерсберг, или даже трактир «Береги пфеннинг» на одной из венских улиц. А если у вас есть хотя бы примерное представление об истории Австрии, то вы поймете, что и событий в народной памяти осталось немало. Частые эпидемии, нападения восточных племен, междоусобные войны местной знати, – истории обо всем этом передавалось из поколения в поколение, обрастая новыми, порой фантастическими подробностями. А надо сказать, что ландшафт Австрии очень этому способствовал.
Посудите сами: если бы народ веками жил среди дремучих лесов, высоких заснеженных гор, если бы его страну пересекал величественный Дунай, а окрестности были усыпаны полуразрушенными замками и крепостями, не стал бы он населять их таинственными сущностями, пытаясь лучше понять мир и свое место в нем? Так в горах поселились гномы и кобольды, под гладью рек и озер – русалки, а чащах лесов – феи и прочие волшебные жители. А с укреплением христианства к ним присоединяется и черт, который может представать перед перепуганным персонажем как в своем настоящем обличье, так и в виде человека в пестрых одеждах.
Кто же главный герой австрийских легенд? Как правило, это обычный крестьянин, дровосек, рыбак, ландскнехт, вернувшийся с войны или из вражеского плена. Любопытно отметить, что особ благородных кровей легенды не жалуют. Обычно они выступают отрицательными персонажами, которые душат своих подданных налогами и издеваются над ними при жизни, а после смерти в виде призраков охраняют свои сокровища в разрушенных замках. Частенько в сюжетах легенд мы встречаем представителей не только физического, но и умственного труда: ученых, алхимиков, бродячих студентов. Они редко фигурируют в качестве главных персонажей, их функция – помогать простому народу, практически всегда безвозмездно. Ведь ученый человек не только никогда не останется без куска хлеба, но и при желании может обратить и дешевый металл в золото.
«Основной мотив, который мы встречам в австрийских легендах – это вступление человека в сделку со сверхъестественным существом»
Основной мотив, который мы встречам в австрийских легендах – это вступление человека в сделку со сверхъестественным существом. Это может быть как персонаж языческого фольклора, так и христианский черт. Выражаясь экономическим языком, иметь дело с первыми – значительно прибыльнее. Так, можно получить мешок золота лишь за то, что накормил гнома похлебкой, или заступился за русалку, которую оскорбляла толпа пьяных молодчиков. С чертом же все обстоит гораздо серьезней. Он готов отдать все, что угодно, получив взамен христианскую душу. После сделки, скрепленной кровью, человек получает несколько лет безбедной жизни, однако рано или поздно приходится платить по счетам и душа главного персонажа попадает в ад на вечные муки. Расплата за легкие деньги всегда неизбежна, на какие бы ухищрения не шел человек. Лишь несколько раз встречается сюжет, где черта удавалось обмануть с помощью полученного от него же волшебного предмета. Но, судя по всему, это были очень глупые представители дьявольского рода.