Система мотивации — важный элемент управления персоналом. Если человек видит, что его ценят и поощряют за хорошую работу, он будет выдавать отличный результат. Но часто руководители идут от обратного и вместо поощрений выписывают штрафы по каждому поводу, а то и что похуже.
Вот несколько антисоветов — что нельзя делать, если не хотите, чтобы сотрудники поувольнялись.
Налегать на штрафы и забыть про премии.
Штрафовать за все — самый верный способ потерять сотрудников. Да, вы сэкономите на зарплате, зато придется тратить время и деньги на поиск новых работников, вводить их в курс дела. Это не говоря о том, что весь персонал будет вас тихо ненавидеть (и заодно обливать компанию грязью в интернете).
Требовать отчета за все действия
Когда бумажной волокитой чревато любое лишнее действие, проще вообще это действие не предпринимать. Отчетность должна быть, но в разумных пределах. И прежде всего сотрудник должен отчитываться по результатам работы, а не по каждому шагу.
Мерить всех одной меркой
Все люди разные. Кого-то нужно регулярно хвалить, а кому-то периодически устраивать выволочку. Учитывайте индивидуальные особенности каждого сотрудника.
Например, если сверхценный кадр регулярно опаздывает, но при этом перевыполняет план и просто незаменим, нет никакого смысла его штрафовать или увольнять. Просто измените его рабочий график, чтобы не «заражать» других работников дурной привычкой.
Нарушать обещания
Пообещали повышение сотруднику, который сделает 100 продаж за месяц? Выполните это обещание, даже если повышение перестало казаться вам удачной идеей. Сотрудники должны видеть, что вы — человек слова.
К наказаниям это тоже относится, кстати. Наказаний лучше избегать, но если пообещали — пусть кара обрушится. Разумеется, в рамках Трудового кодекса и договора.
Забывать про объективность
Давать премию не самому лучшему работнику, а тому, кто больше нравится как человек или лучше выглядит — это шаг в пропасть. Зачем хорошо работать, если, чтобы получить премию, нужно выпить пива с шефом или надеть короткую юбку?
Не компенсировать служебные расходы
У вашего агента по продажам систематически уходят деньги на сотовую связь в роуминге или бензин для поездок за город? Решите проблему. Купите сим-карту для корпоративных звонков и пополняйте ее отдельно, заведите служебное авто или компенсируйте системные затраты на фиксированную сумму.
То, что вам кажется мелочью, может составлять весомую долю дохода человека и даже перекрывать премию. Сотрудник станет меньше работать, чтобы тратить меньше денег — и это скажется на его эффективности.