Юрист Альбина Гузаирова чуть подробнее разбирает закон о фейках и украшает рассказ пацанской лексикой.
В детстве я жила на окраине города, во владениях местной группировки. Все нормальные дети учили алфавит по букварю, а мы — по надписям в подъезде.
О — обоснуй
Когда моя младшая сестренка рассказывала неправдоподобные истории о жизни в детском садике, «Обоснуй!», — кидала я ей намеренно небрежно.
Когда сосед Миша во дворе сказал, что Генка не пацан, «Обоснуй!», — предъявил ему коренастый. Обосновать Мишка не смог и от удара не увернулся.
«За что?» — застыл в его глазах вопрос.
«За распространение недостоверной общественно значимой информации», — сказал бы сейчас коренастый. Но в те времена он выразился иначе.
Теперь, публикуя пост или выкладывая видео в социальную сеть, мы слышим все то же «Обоснуй!», но источник уже другой — он в костюме и с законом в руках. И меры другие — бьют уже не по лицу, а по кошельку.
Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» подкинул нам сверток с определением понятия и правилами новой игры.
Лови!
«Недостоверная общественно значимая информация — это информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».
Да, мы тоже перечитали три раза и мало что поняли.
У этой длинной дефиниции есть и более емкая альтернатива — обывательское слово «фейк». Но законодательные органы и к нему успели подобрать определение:
«Фейковые новости — угрожающая благополучию россиян искаженная или фальшивая информация, выдаваемая за достоверную».
Источником фейка может стать любой, кто публикует неподтвержденные сведения.
Например, в 2018 году после трагедии в «Зимней Вишне» блогеры Николай Соболев, Данила Поперечный, Ксения Бородина и паблик MDK заявили о неверном количестве пострадавших, за что впоследствии принесли извинения.
Теперь извинениями не отделаться:
- штрафы за фейковую информацию для физических лиц — от 30 до 100 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 60 до 200 тысяч;
- для юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.
За повторный информационный «вброс» штрафы повышаются:
- для физических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей;
- для должностных лиц — 300–600 тысяч;
- для юрлиц — до 1 миллиона рублей.
Если фейковая информация приведет к трагедии или нанесет существенный урон ключевым инфраструктурам, штрафы вырастут еще сильнее.
Например, если опубликованный ложный материал привёл к массовым беспорядкам, гибели людей или навредил их здоровью, то штраф для физических лиц установлен в размере 300–400 тысяч рублей, для должностных — 600–900 тысяч, для юридических — 1,5 миллиона рублей.
Совет по правам человека призвал Госдуму пересмотреть закон, ссылаясь на то, что суммы штрафов «разорительны» для населения, а формулировки размыты и могут стать причиной ложного толкования.
Как это будет работать
Ответственными за выявление и наказание назначены Роскомнадзор, полиция и Генпрокуратура. При обнаружении ложной и заведомо опасной информации Генпрокуратура обращается в Роскомнадзор, который отправляет источнику публикации требование о немедленном удалении материала. В случае невыполнения этого указания веб-адрес блокируют. Не навсегда. После того, как администраторы удалят информацию и предоставят Роскомнадзору доказательства этого факта, доступ к сайту будет восстановлен.
Новостные агрегаторы и зарегистрированные СМИ не попадают под регулирование закона о фейках, поскольку их деятельность уже регулируется соответствующими законами.
Ответственности за репост фейка не предусмотрено.
Публикуя информацию, проверяйте источники, ссылайтесь на официальные данные и следите за новостями, чтобы в следующий раз на «Обоснуй» с уверенностью ответить «Отвечаю!»