Сами по себе занятия единоборствами воспитать из подростка человека с железным стержнем воли не могут. А что тогда может? Грамотная работа тренера. Ну и родителя, разумеется.
Написала несколько постов о том, как единоборства НЕ работают и поняла, что так тоже кашу из топора не сваришь ))) Нужно говорить и о том, как же тогда единоборства могут работать и что менять в человеке.
О чём в первую очередь вспоминается, когда мы думаем о воспитательном влиянии БИ? О силе воли! Кажется - вот же! Силу воли воспитывают единоборства! Вроде так, да. НО. Опять-таки дорога эта не прямая и не связана напрямую с самими единоборствами. Сами по себе тренировки в БИ ребёнка бесхарактерного вдруг человеком со стальным характером не сделают. Скорее, ребёнок изноется, родителей и тренера допечёт слезами-соплями и тихо сольётся из группы - то болячки какие воспалятся, то оценки в школе станут хуже и нужно будет догонять, то просто истерики домашние допекут. Только там, где жёстко поставлена работа психологического плана, корректирующая поведение подростков, единоборства, как фон такой работы, могут реально сделать из человека бесхребетного - стальным. Но и это непростая работёнка для тренера и родителей, потому что "сила воли" - это не одно качество, это намного больше...
Мы привыкли к понятию "сила воли" настолько, что забыли, что это такое. Для нас это - некое усилие, которое делает человек для достижения своей цели. И многим кажется, что для тренировки силы воли достаточно просто периодически напрягаться и достигать целей. Потому родители начинают "напрягать" своих детей не по делу, а исключительно с "воспитательной" целью.
Пусть ты сегодня побаливаешь, ну и что? Всё равно пойдёшь в школу, в секцию, к бабушке, в магазин и т.д.! Ради силы воли! Пусть я никогда не просил тебя таскать мешки картошки с места на место - а сегодня я, твой родитель, вспомнил, что надо иногда напрягать твою силу воли и поэтому - иди и таскай!
Конечно это гипербола, происходит такое не настолько линейно, но факт остаётся фактом - тренировки силы воли родители устраивают подчас на пустом месте ради пресловутой накачки силы воли. Ну и многие тренеры от родительской "супер-заботы" не отстают, периодически гоняя своих учащихся на безумных и никому не нужных супер-тренировках.
Но... ТАК ЭТО НЕ РАБОТАЕТ! Хотя бы потому, что сила воли - это не усилие само по себе, не мышца, которую можно развить отдельным напряжением, а комплекс навыков - очень большой и серьёзный, для получения которого подростку нужны и знания, и умения.
Если вы хотите, чтобы ребёнок был с хорошей физической формой - атлетически сложённый, с отличной выносливостью и координацией, - это не значит, что он должен пойти работать грузчиком! Взгляните на людей, которые ежедневно вынуждены таскать тяжести, лавируя на лестницах. Они, что, очень похожи на профессиональных атлетов? С идеальной физической формой? С супер-координацией и супер-выносливостью? Нет. Потому что не таскание тяжестей в сложных условиях делает идеальную физическую форму, а подобранная система нагрузок. Проще говоря - не количественный, а качественный подход. Вот и в тренировке силы воли также. Само то, что ребёнка периодически напрягают сделать усилие и преодолеть себя - не работает, а вызывает у него отторжение.
Воля - это данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения - говорит нам словарь Даля В.И.
А это значит, что сила воли - это сила свободы. Свободы делать всё так, как сам решил. Свободы что-то изменять. Сила умения менять мир, исходя из своих убеждений.
Сама по себе сила воли не является хорошим или плохим качеством человека, но при наличии в характере человека положительных качеств она становится катализатором поистине прекрасных изменений для всего окружения такого человека. Именно поэтому не сами дети, а их родители обычно стремятся воспитать эту самую силу воли в ребёнке. Но забывают, что сила воли - это комплекс и он складывается из простых умений человека. Их немного, но каждое из них нужно воспитывать отдельно. Объяснять, давать примеры для решения с детства, и лишь после "напрягать", ставя сложные цели - когда уже появились и осознание и умение это делать.
Десять умений СИЛЫ ВОЛИ:
1. Уметь отвлекать себя от дурных мыслей и настраивать на позитивные во время выполнения неуютной работы. Это и самостоятельное изменение хода мыслей и искусственное - например, при выполнении тяжёлых физических упражнений неспроста ставят обычно тяжёлую ритмичную музыку, заставляющую инстинктивно работать в такт.
2. Умение постоянно держать в сознании цель своей деятельности, рассматривать её как нечто сверхважное, приоритетное в своей жизни. Концентрироваться исключительно на цели и задачам, ведущим к её достижению, отсекая всё, что мешает и отвлекает на этом пути.
3. Уметь отмечать мелкие позитивные изменения, происходящие вследствие своей напряжённой деятельности - замечать их, рассматривать их как ценность - будь это результат труда, который чуть лучше, чем вчера или чуть лучше и выше оценка от окружающих
4. Умение микро-рывка. Поставив себе задачу несильно отличающуюся от вчерашней суметь сделать чуть больше поставленного в задаче и на основе нового достижения формировать повестку на следующий день
5. Умение выявлять связанные с задачей собственные страхи и либо удалять их (например, страх перед новым упражнением), либо компенсировать их влияние другими эмоциями.
6. Умение систематизировать задачу - в первую очередь, ставить достижимые цели, и планировать этапы их достижения так, чтобы не требовалось макро-напряжение, а лишь микро-рывки на всех этапах. В том числе это относится и к тому, что бы держать данное слово - это тоже умение работать с задачами.
7. Умение создавать само-мотивацию на каждом мелком этапе. Даже самые мелкие поблажки и подарки себе за небольшую работу сильно повышают эффективность её выполнения.
8. Умение чувствовать момент перенапряжения сил. Момент, когда просто необходим отдых, иначе срывается вся работа, и от вожделенной цели человек оказывается ещё дальше, чем был.
9. Умение переключаться между задачами, отдыхать от одной, переходя на другую или полностью абстрагируясь от них. Отдых с переключением - залог отсутствия выгорания в процессе достижения долговременных целей.
10. Умение гордиться своими достижениями, умение видеть благодарность окружающих людях и/или находить в себе самом положительные подкрепления. Это важнейшее умение, без которого формирование стального характера невозможно.
Всего десять умений, но у каждого из них - десятки механизмов воспитания и упражнений для тренировки. Вместе всё это складывается в одну большую систему, позволяющую воспитывать силу воли даже в самом запущенном случае.
А единоборства... Это прекрасный тренажёр для воспитания личности. Но всего лишь тренажёр - он необходим, но вполне заменим и другими тренажёрами ) А вот без грамотного тренера любой тренажёр бесполезен. ;-)
Ну, как-то так (с)