Найти в Дзене
Толстоевский

"Долой стыд!": нравы послереволюционной России

Оглавление

В 1927 году около полумиллиона детей в Советской России не знали, кто их отцы, на одно рождение приходилось три аборта, а среди населения процветали венерические заболевания.

20-е годы прошлого века в нашей стране ознаменовались небывалой свободой во во всем, что касалось браков, отношений и вообще, так называемого "полового вопроса". Этот период был очень коротким, но, очевидно, чрезвычайно зажигательным, оставившим след во многих обаластях искусства (и жизни).

Будет, конечно неправильно и примитивно утверждать, что это было время "полного падения нравов", но, так или иначе пуританская мораль, господствовавшая в СССР гораздо позже, вовсе не была "мейнстримом" в советском обществе начала двадцатых.

Лиля Брик, позирует обнаженной (фото 24smi.org)
Лиля Брик, позирует обнаженной (фото 24smi.org)

Это совершенно не удивительно - шел совершенно небывалый слом старого, прямо на глазах одного поколения страна переходила из одной формациии в другую, ценности, существовавшие тысячелетиями объявлялись несостоятельными, с церквей сбрасывали кресты - так чего уж тут думать о таких мелочах, как супружеская измена или случайные связи.

В искусстве появлялись новые течения, которые невозможно было представить еще несколько лет назад. Лиля Брик, муза Владимира Маяковского, например, когда ее партнеры демонстрировали ревность с презрением восклицала, "что это еще за бабушкины нравы?".

"Стакан воды" и Владимир Ильич

Александра Коллонтай (фото al-shell.ru)
Александра Коллонтай (фото al-shell.ru)

И она была не одинока в своих "прогрессивных" убеждениях. "Теория стакана воды" - система отношений без обязательств, где все сводится к физическому влечению (просто, как выпить стакан воды), была популярной темой обсуждения среди комсомольцев.

Часто одной из ее основоположниц и приверженцев называют Аллександру Коллонтай, но она как раз, в своих работах выступала за "крылатый Эрос", то есть за духовную близость против "бескрылого Эроса" (просто физического влечения"), так что не факт.

А "старорежимный" Ленин, вообще дух не выносил эти новмодные и вредные, как он считал теории.

"Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории "стакана воды" наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой "марксизм", - писал с возмущением Владимир Ильич.

"Долой стыд!" и Карл Радек

Карл Радек (фото hrono.ru)
Карл Радек (фото hrono.ru)

Но не все придерживались умеренных взглядов вождя большевистской революции. Карл Радек, например, был инициатором популярного в начале 20-х годов общества "Долой стыд!", члены которого проводили веселые демонстрации своих прогрессивнх взглядов в совершенно голом виде на улицах Москвы, Петрограда и Ростова.

Прохожие были, естественно, в ужасе. Вот что пишет художница, ученица Фалька Наталья Северцова-Габричевская о реакции окружающих на это дефиле: "Кто-то хохотал до слёз, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: "Апокалипсис! Конец света!".

"Третья Мещанская" и Абрам Роом

Кадр из фильма "Третья Мещанская" (1927) Людмила и ее "мужья"
Кадр из фильма "Третья Мещанская" (1927) Людмила и ее "мужья"

Лауреат двух Сталинских премий Абрам Роом на заре своей творческой деятельности снимал вовсе не советские агитки. Его фильм "Третья Мещанская" (1927) рассказывает собственно говоря о "любви втроем".

Рабочий-печатник приезжает в Москву и останавливается у женатого товарища. И все прогрессивные рабочие находятся в запутанных отношениях, в результате которых героиня фильма Людмила оказывается беременной неизвестно от кого.

Самое интересное - что сюжет один из соавторов сценария Виктор Шкловский (а у него между прочим, в свое время был роман с сестрой Лили Брик Эльзой) почерпнул на страницах "Комсомольской правды" того времени.

В статье рассказывалось как в роддом к молодой матери пришли два "отца" ребенка, потому что она была одновременно женой обоих.

Совершеннно невероятно представить себе подобный фильм и подобную статью уже в 30-х годах.

В 1926 году в СССР появляется "Закон о браке и семье", с 1936 аборты приравниваются к уголовным преступлениям, а тема пола надолго становится табуированной в советском искусстве. Время революций во всех областях жизни кончилось.

Спасибо за внимание!)))