В 1927 году около полумиллиона детей в Советской России не знали, кто их отцы, на одно рождение приходилось три аборта, а среди населения процветали венерические заболевания.
20-е годы прошлого века в нашей стране ознаменовались небывалой свободой во во всем, что касалось браков, отношений и вообще, так называемого "полового вопроса". Этот период был очень коротким, но, очевидно, чрезвычайно зажигательным, оставившим след во многих обаластях искусства (и жизни).
Будет, конечно неправильно и примитивно утверждать, что это было время "полного падения нравов", но, так или иначе пуританская мораль, господствовавшая в СССР гораздо позже, вовсе не была "мейнстримом" в советском обществе начала двадцатых.
Это совершенно не удивительно - шел совершенно небывалый слом старого, прямо на глазах одного поколения страна переходила из одной формациии в другую, ценности, существовавшие тысячелетиями объявлялись несостоятельными, с церквей сбрасывали кресты - так чего уж тут думать о таких мелочах, как супружеская измена или случайные связи.
В искусстве появлялись новые течения, которые невозможно было представить еще несколько лет назад. Лиля Брик, муза Владимира Маяковского, например, когда ее партнеры демонстрировали ревность с презрением восклицала, "что это еще за бабушкины нравы?".
"Стакан воды" и Владимир Ильич
И она была не одинока в своих "прогрессивных" убеждениях. "Теория стакана воды" - система отношений без обязательств, где все сводится к физическому влечению (просто, как выпить стакан воды), была популярной темой обсуждения среди комсомольцев.
Часто одной из ее основоположниц и приверженцев называют Аллександру Коллонтай, но она как раз, в своих работах выступала за "крылатый Эрос", то есть за духовную близость против "бескрылого Эроса" (просто физического влечения"), так что не факт.
А "старорежимный" Ленин, вообще дух не выносил эти новмодные и вредные, как он считал теории.
"Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории "стакана воды" наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой "марксизм", - писал с возмущением Владимир Ильич.
"Долой стыд!" и Карл Радек
Но не все придерживались умеренных взглядов вождя большевистской революции. Карл Радек, например, был инициатором популярного в начале 20-х годов общества "Долой стыд!", члены которого проводили веселые демонстрации своих прогрессивнх взглядов в совершенно голом виде на улицах Москвы, Петрограда и Ростова.
Прохожие были, естественно, в ужасе. Вот что пишет художница, ученица Фалька Наталья Северцова-Габричевская о реакции окружающих на это дефиле: "Кто-то хохотал до слёз, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: "Апокалипсис! Конец света!".
"Третья Мещанская" и Абрам Роом
Лауреат двух Сталинских премий Абрам Роом на заре своей творческой деятельности снимал вовсе не советские агитки. Его фильм "Третья Мещанская" (1927) рассказывает собственно говоря о "любви втроем".
Рабочий-печатник приезжает в Москву и останавливается у женатого товарища. И все прогрессивные рабочие находятся в запутанных отношениях, в результате которых героиня фильма Людмила оказывается беременной неизвестно от кого.
Самое интересное - что сюжет один из соавторов сценария Виктор Шкловский (а у него между прочим, в свое время был роман с сестрой Лили Брик Эльзой) почерпнул на страницах "Комсомольской правды" того времени.
В статье рассказывалось как в роддом к молодой матери пришли два "отца" ребенка, потому что она была одновременно женой обоих.
Совершеннно невероятно представить себе подобный фильм и подобную статью уже в 30-х годах.
В 1926 году в СССР появляется "Закон о браке и семье", с 1936 аборты приравниваются к уголовным преступлениям, а тема пола надолго становится табуированной в советском искусстве. Время революций во всех областях жизни кончилось.
Спасибо за внимание!)))