Некоторые женщины жалуются, что у них, мол, собачья работа. Но есть ставропольчанки, которые этим фактом гордятся.
Собачья она у них в буквальном смысле — женщины трудятся в Центре кинологической службы Главного управления МВД России по Ставропольскому краю.
Гроза преступного мира
Когда Татьяна Майковская взяла на руки трёхмесячного щенка лабрадора, он не знал куда деть себя от избытка чувств. Обеими лапками обнял ее за шею и не давал уворачиваться от «поцелуев», с молниеносной скоростью облизывая языком лицо старшего инспектора.
Малышом щенок был по возрасту, но не по комплекции, и все его 12 кило вместе с хвостом дико извивались в порыве радости и благодарности.
Новое поколение служебных собак растет в удобных и чистых вольерах, откуда доносится нескончаемый лай. Вот, услышав, что к ним идут гости, высыпали во «двор» своего домика четверо братьев и сестер. Чёрные немецкие овчарки всячески привлекали к себе внимание, тявкая, поскуливая и просовывая милые мордочки сквозь металлические прутья ограждения. Какие они еще смешные и нелепые! Трудно даже поверить, что пройдет не так много времени и эти щенки станут грозой преступного мира.
Экскурсию по Центру кинологической службы устроили старший инспектор группы организации майор полиции Татьяна Майковская и старший инспектор-кинолог лейтенант полиции Александра Федорова.
Кстати, ЦКС краевого главка недавно был признан лучшим в системе МВД России.
Курс непослушания
Спайк никак не хотел освоить команду «стоять!». Что только не делала Татьяна: и лакомством пыталась поощрить, и подвязывала задние лапки русскому спаниелю, чтобы понял воспитанник принцип требований. Бесполезно! Он в это время… сидел. Своенравный, упрямый рыжий пёс иногда лишал свою хозяйку квартальной премии, ведь когда кинологи с собаками сдавали зачёты по курсу управляемости (или послушания), Спайк получал двойку за это упражнение.
Правда, другие команды он выполнял на пятёрку, за счёт чего до положенных нормативов всё-таки иногда удавалось дотянуть. Бестолковый? Нет, просто, видимо, терпеть не мог именно эту команду.
— Спайк — это холера! Ну, вы понимаете, от слова холерик, — вспоминает Татьяна Майковская. — Если я на несколько минут привязывала его на территории нашего центра, а сама направлялась в кабинет, то он лаял до тех пор, пока не вернусь. Выгляну в окно, он меня увидит и замолчит. А исчезну из поля видимости — снова в полный голос. Или того пуще — перекусывал поводок и бежал к вольерам. Коллеги даже дали ему вторую кличку — Спайк, склонный к побегу.
На пенсию пес вышел в 8 лет — это обычный возраст списания собак по приказу №676 МВД России (правда, комиссия может и продлить срок службы, если всё в порядке со здоровьем: например, русский спаниель Ника оттрубила 12 лет!).
Ну а в тот момент у Татьяны не было возможности взять любимчика к себе домой. И она отдала собаку брату. Так он смеялся: когда выпускал Спайка за дверь, «ветеран» забирался в машину и ждал нового хозяина. Дескать, пора на работу! А как-то брат вместе со спаниелем приехал к другу. Пёс заскочил в комнату, дважды обежал её по периметру, сел посередине и коротко, но звучно взвыл. Чем вызвал немое удивление у встретившего их человека.
— Это всегда было его особенностью, — поясняет Татьяна, которая за 16 лет кинологической службы уж столько разных характеров подопечных изучила! — Конечно, служебные собаки так не должны себя вести, но Спайк почему-то проделывал этот обряд всякий раз, как мы прибывали в какое-нибудь новое для него место. Именно таким образом пёс знакомился с неизвестной обстановкой.
Медею не обманешь
Александра Фёдорова на службе 11 лет. Начинала с Уфимской школы по подготовке специалистов-кинологов МВД РФ в 2008 году. Первой её воспитанницей была немецкая овчарка благородных кровей Шелегор-Медея (или для своих — Микки).
Полгода Медею натаскивали на поиск трупов и человеческих останков по запаховому следу. Теория, общий курс дрессировки и специальная подготовка. По возвращении домой Микки уже с полным знанием предмета разыскивала без вести пропавших и погибших. Александра выезжала с овчаркой на места преступлений по всему краю, ведь и тогда, и сейчас такой узкой специализацией обладает лишь одна собака из кинологического центра.
— Сегодня-то их учат на имитаторах, содержащих одорологическое вещество и инертный наполнитель, — объясняет лейтенант Фёдорова. — А раньше нам приходилось покупать в магазине говяжий и свиной фарш, перемешивать и доводить до кондиции, поместив в тепло. Полученный «продукт» фасовали в небольшие контейнеры с дырочками и закапывали на разную глубину: вначале ближе к поверхности земли, но постепенно всё глубже. От простого к сложному.
Умный Макс
Через год Александра окончила Ростовскую школу служебно-разыскного собаководства МВД РФ, где вместе уже с другим «напарником» — немецкой овчаркой Гамбитом — прошла специализацию по поиску взрывчатых веществ. После — полугодовая командировка в Чечню. Затем командировка в Сочи перед Олимпиадой.
Сейчас ее питомец Макс, тоже обученный искать наркотики и психотропные вещества.
Псу три года, и он способен на многое, в том числе психологически влиять на злоумышленников.
Например, когда выезжали со следственно-оперативной группой в Изобильненский округ, нашёл у подозреваемого пакет с «веществом серо-зеленого цвета», как называют марихуану в полицейских рапортах. Это произвело сильное впечатление на хозяина домовладения, и он добровольно сдал остальные запасы. На заднем дворе, за большой охапкой сена в конюшне хранились 11 стеклянных трёхлитровых банок с «законсервированной» анашой.
Макс находит наркоманские закладки, запаянную с обеих сторон в резиновой трубке дурь и всевозможные соли в любой упаковке. И как ни стараются барыги, но не могут придумать что-то действительно крутое, что обманет собачий нюх и сноровку.
Когда Александра только начинала заниматься с Максом, решался вопрос, на какой метод поощрения его ставить — портировочный или пищевой. И поскольку пес по природе своей охотничий, подумала, что предпочтительнее для него будет добыча.
Так у Макса появился любимый мячик, который Фёдорова ему дает после выполнения тренировочного или служебного задания. Вообще-то таких мячиков у него три. Да нет, конечно, пищевым довольствием он не обделен: в кинологическом центре собак и кормят по науке, и за здоровьем их тщательно следят. Но резиновый мячик-мотиватор — это особенный бонус!
Удельный вес
В структуре Главного управления МВД России по Ставропольскому краю одна ЦКС, куда входят 25 кинологических групп из 266 специалистов-кинологов. Собачек всего 285, включая тех, что в ППС, ИВС и охранно-конвойной службе.
В самом центре несколько отделений и у каждого своя специализация: розыск по запаховым следам, обнаружение целевых закладок наркотиков и взрывчатки, обучение сотрудников, разведение потомства служебных собак, хозяйственное и ветеринарное подразделения.
Каждый день полицейские с четвероногими «напарниками» работают на местах совершения преступлений и правонарушений, проверяют объекты на наличие или отсутствие взрывчатых веществ, находят наркотики.
А как узнать, сколько специалистов и по какому направлению трудились и насколько продуктивно? Это нужно не только для справки, предоставляемой начальнику главка. Это необходимо и для понимания, а куда, собственно, двигаться дальше, какое направление улучшить-подтянуть, как улучшить дрессировочный процесс и применение животных на местах происшествий.
Совсем недавно такую информацию собирали вручную — дежурный ЦКС по телефону обзванивал весь регион, дабы обобщить данные. Процесс, чего там говорить, трудоемкий и небыстрый. И вот светлая голова, начальник Центра кинологической службы полковник полиции Анатолий Науменко предложил процесс облегчить. Точнее, создать в электронном виде единую систему учета выездов специалистов с животными.
Сразу подчеркнем: система, которая называется ПО «Кинолог», работает великолепно и пока — единственная в МВД России. За опытом в Ставрополь приезжают коллеги из других субъектов страны и учатся.
Может, вскоре этот электронный комплекс возьмет на вооружение всё министерство. Потому как дело в поразительной эффективности нововведения.
Если кратко: неофициальный удельный вес в общем количестве раскрытия преступлений для кинологов считается 3,2%. Это в среднем по МВД. В нашем крае он был выше, чем у остальных регионов — 4,6%, и планку достойно держали на этом уровне. А с вводом электронной системы, работающей во взаимодействии со всеми службами и направлениями, на Ставрополье процент поднялся выше 10!
Лишь в 2018 году общее количество применения служебных собак достигло 15 375 выездов. В том числе 7 678 раз верные помощники работали вместе с полицейскими в составе следственно-оперативных групп, по возбуждённым уголовным делам и на оперативно-разыскных мероприятиях. Всё остальное — профилактика.
Текст - Игорь Ильинов, фото - Эдуард Корниенко, иллюстрация - Поленка Тарасевич