Найти тему
Business&

Я – "ОК" и Я - "НЕ ОК"

Родоначальником трансактного анализа как метода по праву считается Э.Берн. Впоследствии метод усовершенствовали Я.Стюарт и В Джойс, М.и Р.Гулдинги, К.Стайнер, и.др. Мне бы хотелось сейчас обратить внимание на происхождение одной из главных жизненных позиций – Я- ОК или Я – не ОК. Э.Берн считал, что основные решения как и зачем жить, ребенок принимает до 3 лет, затем с 3-х до 7-ми лет принимаются жизненные позиции, которые просто обосновывают ранее принятые решения. К.Стайнер считает, что уже в первые месяцы кормления ребенок принимает серьезные решения: любит его мать или нет, основываясь на ее поведении и эмоциях. Даже если негативные эмоции молодой матери направлены не на младенца, а на мужа, подругу, няню, мать, собаку, ребенок абсолютно не понимает этого и любые эмоции матери принимает на себя. Если мать часто плачет, испытывает боль, страдание, ребенок делает вывод: Я – не ОК. Он моментально начинает считать себя причиной всех несчастий матери, сильно страдает и, чаще всего, принимает решение заболеть и даже умереть, чтоб избавить мать от своего присутствия. Если мать гневается, причем неважно на кого, новорожденный чувствует эмоцию и не может понять, чем вызван гнев, вновь считая, что он – не ОК, возникают болезни дыхательной системы по типу астмоидного бронхита, проблемы с кишечником, дисбактериоз, нарушения стула по типу запоров, другие заболевания, чаще связанные со спазмированием.

Хочется отметить, что многие исследователи в области трансактного анализа выяснили, что гораздо лучше, когда мать относится к ребенку одинаково хорошо или одинаково плохо с рождения до 1,5 лет. Но если после рождения мать всегда была с ребенком, была доступна ему физически и эмоционально, оберегала и любила, а затем резко отлучила его от себя, это являлось огромным стрессом для младенца, выражающего свои эмоции горьким плачем. Расставание с матерью для грудного ребенка подобно смерти, и даже ее скорое возвращение не дает ему прежней защиты и заботы.

С 3-х до 7-ми лет формируются жизненные позиции на основе ранее принятых детских решений. Ребенок с Я - не ОК будто имеет некий фильтр, через который проходит лишь негативная информация, подтверждающая его ненужность и никчемность. В этом возрасте начинают формироваться психологические защиты, в частности – идентификация. Если мама кричит на моего брата или сестру, значит они плохие, и я тоже плохой (ая), ведь я такой же ребенок у родителей, как и они, и делаю все то же самое, что и они. Мало кто из родителей берет себе за труд разъяснять двоим детям, что в возрасте 1 года вполне возможно сосать соску, но 5-летнему ребенку делать это вне дома нецелесообразно.

Ребенок в позиции Я -не ОК перестает жить в гармонии с миром и теми, кто в этом мире находится, все отрицательные эмоции окружающих он впитывает как губка: страх, тревога, презрение, гнев, боль, ненависть, стыд и вину. А причина всех его страданий проста – «мама не любит меня, я – плохой(ая)». Вторая позиция: ТЫ- ОК или ТЫ не ОК, имеет свои механизмы формирования, о ней будет рассказано в следующем материале.

Все-таки считаю необходимым написать несколько основных правил, которые нужно соблюдать матери и другим членам семьи, если в семье новорожденный: во-первых, перестать выливать свой негатив, держа ребенка на руках или находясь возле его, перестать пропитывать малыша своими отрицательными эмоциями. Каким образом их выражать безопасным для себя и окружающих способом можно найти в любой психологически образовательной книге, я в своих статьях также буду разбирать здоровые методики выражения эмоций. Это крайне важно для каждого из нас, но для молодой матери эта важность особая. Если ее «накрутил» муж, она не выдержала и беспричинно наорала на ребенка, то в ее обязанности входит необходимость разъяснить, что данные эмоции относятся совсем не к сыну или дочери, а вызваны другим человеком. Сколько раз рассказывала об этом, столько же раз слышала удивленные возгласы недоверия, так как в нашей культуре, к сожалению, совсем не принято что-то разъяснять младенцу, а принято считать его «неразумным, ничего не понимающим существом». И вообще гораздо разумнее молодым родителям на 1-1,5 года сузить свой круг общения, создав в семье теплую, спокойную обстановку, без провокаций и манипуляций со стороны родственников и знакомых, даже очень близких. Делается это и для ребенка – тогда в его жизненных позициях формируются Я – ОК и ТЫ – ОК, и для родителей, так как в процессе правильного воспитания ребенок будет доставлять гораздо меньше хлопот и проблем, будет реже болеть и проявлять больше способностей и талантов. Есть предположение, что и мы со своими детьми будто проживаем свое «второе детство» и имеем хорошую возможность изменить свой сценарий и укрепить те жизненные позиции, которые необходимо.

В такие «теплые» семьи всегда пытаются проникнуть люди, эмоционально бедные на радость, душевную близость, интерес к жизни, но богатые на рассказы об ужасных событиях, происходящих в мире, наполненные гневом, внутренней тревогой, страхом, виртуозно умеющие вызывать вину и стыд. Подпуская их близко к себе, тем более пуская в свою семью, к своим детям вы обрекаете последних на несчастье. Если есть необходимость выслушать этих людей (такое часто случается по отношению к очень близким родственникам), то делать это можно только вне дома, в крайнем случае – только в кабинете, предназначенном для деловых переговоров.

Таким образом, до 7-ми лет формируется жизненная позиция – это совокупность основных представлений человека о себе и окружающих, которые оправдывают все его решения и определяют его поведение.

Именно в этот период сам ребенок с нашим посильным участием пишет «сценарий»: так называемую пьесу, которая впоследствии с незначительными вариациями, сменой актеров и декораций проигрывается всю дальнейшую жизнь. Детские решения в таких случаях принято называть «сценарными решениями».