Первая и основная функция философского камня (превращение предметов в золото) не является основной для аниме. Мы имеем дело с эликсиром жизни, который ещё и увеличивает собственные силы алхимика.
Сама его форма — соединение нескольких представлений о философском камне средневековых трактатов, которые по утверждению автора Хирому Аракава, она читала при создании манги.
Жидкая форма – философская ртуть, кристаллическая – собственно сам камень. Также в трактатах «камень» иногда описывается как порошок. Однако способ получения, который в реальной жизни предполагает сложный процесс превращения полумифических существ в различные субстанции, в аниме немного изменён.
Легенда о реальном камне восходит ещё ко временам древней Греции, как и во вселенной манги, где первое испытание его действия было проведено в ныне утраченном городе Ксеркс, которое также отсылает нас к истории античности. В сериале присутствуют также многочисленные символы философского камня: лев, Уроборос и квадрат в треугольнике.
Однако всё это не единственные представления о камне, как и жизни реальной, так и в аниме. В буддизме камень представляет из себя божественное проявление в виде Чинтамани, дарящее вечное счастье.
В Китае, аналогом которого во вселенной «Стального Алхимика» является империя Ксинг, философский камень или «пилюля» есть часть даосской алхимии, призванной, в отличие от европейской именно найти источник вечной жизни. Как и в аниме, в даосской алхимии человек сам может иметь внутри себя «пилюлю», то есть быть философским камнем с помощью У-син – учении о пяти элементах, аналогичное тому, что присутствует со вселенной манги. Во вселенной «Алхимика» похожее на даосскую алхимию, медицину и боевые искусства мастерство называется рентандзюцу и также, как и в истории реальной во многом отличается от европейской.
Однако, в аниме и манге это искусство занесено в империю с Запада, когда как даосские мифы гласят, что первооткрыватель даосизма Лао Цзы ушёл на запад и, возможно, открыл искусство вечной жизни жителям современной Индии.
Таким образом, вселенная «Стального алхимика» отчасти следует реалиям истории человечества лишь смещая акцент на цене производства философского камня и его реальности.