Найти в Дзене
Бортпроводник

Мир отказался летать на Boeing 737 MAX. Что это значит для России

После катастрофы самолета Boeing 737 MAX авиакомпании Ethiopian Airlines весь мир, в том числе и Россия, приостановил эксплуатацию самолетов этого типа. Такого в истории современной авиации еще не было. Мы собрали ответы на главные вопросы о том, что произошло, и какие будут последствия для России.

Самолет Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian в Москве. Фото: Виктория Ноговицына
Самолет Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian в Москве. Фото: Виктория Ноговицына

Что такое Boeing 737 MAX

Boeing-737 – самый массовый самолет в мире. Его начали выпускать в 1960-х годах, когда парк авиакомпаний состоял из типов, названия которых уже забылись, а Airbus не было и в помине. За 50 лет было произведено около 10 тысяч самолетов этого типа. Boeing 737 MAX – это новейшее поколение данного типа. Они экономичнее, экологичнее, тише и комфортнее предшественников. Самолет выпускается в четырех модификациях: 737 MAX 7, 737 MAX 8, 737 MAX 9 и 737 MAX 10, которые отличаются вместимостью пассажирского салона.

Что случилось в Эфиопии?

10 марта самолет Boeing 737 MAX потерпел крушение в Эфиопии. Борт упал через несколько минут после вылета из аэропорта Аддис-Абебы, жертвами стали 157 человек. И хотя на данный момент (по состоянию на утро 14 марта) нет никаких официальных результатов расследования, указывающих на то, что катастрофа произошла из-за неисправности самолета, многие наблюдатели проводят параллели между этим крушением и катастрофой Boeing 737 MAX в Индонезии в 29 октября.

Фото: Flickr / Aka The Beav
Фото: Flickr / Aka The Beav

А что случилось в Индонезии?

Самолет авиакомпании Lion Air разбился через несколько минут вылета из аэропорта Джакарты, жертвами катастрофы стали 189 человек. Самолет на большой скорости врезался в землю, как и в случае с эфиопским лайнером. В ходе предварительного расследования выяснилось, что и пилоты разбившегося рейса, и экипаж, летевший на этом самолете предыдущим рейсом, столкнулся с неполадками системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System — система улучшения характеристик управления самолетом). Она должна бороться со сваливанием лайнера, если отключен автопилот.

Летчики были плохо подготовлены для работы с этой системой, потому что Boeing в инструкции подробно не описал ее.

Зачем была нужна новая система?

Дело в том, что Boeing-737 MAX – очень экономичный самолет, у которого расход топлива ниже на 14% на пассажиро-километр по сравнению с предыдущими модификациями. Этого удалось добиться за счет установки новых двигателей, которые больше по размеру. На испытаниях выяснилось, что из-за их размеров MAX ведет себя нестабильно при приближении к скорости сваливания, тогда конструкторы решили поставить на самолет автоматическую систему, помогающую пилотам бороться со сваливанием.

Если еще нет предварительных результатов, то почему запретили самолет?

Косвенные факторы указывают на схожесть двух авиакатастроф. Например, сайт, который фиксирует параметры большинства полетов гражданской авиации – Flightradar24 – показывает, что лайнер Ethiopian Airlines начал испытывать проблемы через две минуты после взлета, вероятно, когда экипаж убрал механизацию (закрылки), что активирует работу системы.

-3

Кроме того, на графиках видно, что самолет, как и в случае с Lion Air, неожиданно стал быстро снижаться, но потом вновь вернулся к набору высоты. Кроме того, источники сообщали, что эфиопский экипаж, как и индонезийский, жаловался на недостоверные показатели скорости.

Что говорят защитники Boeing?

В соцсетях и некоторых российских СМИ популярно такое мнение в защиту Boeing, мол, раз еще нет результатов расследования и ничто официально не указывает на то, что самолет разбился из-за неполадок системы, то и говорить о вине Boeing пока нечего, а все, кто намекают на вину производителя и вообще хоть что-то комментируют – «диванные критики» и «авиаэксперты» в кавычках.

Кроме того, противники приостановки эксплуатации самолетов указывают на то, что авиакомпании понесут убытки, а ряд пассажиров могут столкнуться с отменой рейсов.

Факт вынужденного «приземления» также сильно расстроил ряд авиакомпаний. Перевозчик Norwegian уже пообещал подать к самолетостроителю иск из-за убытков из-за простоя самолета.

Что говорит Boeing?

13 марта корпорация выпустила следующее заявление:

Boeing по-прежнему полностью уверен в безопасности 737 MAX. Однако после консультации с Федеральным управлением по авиации США (FAA), Национальным советом по безопасности на транспорте США (NTSB), а также с авиационными властями и нашими клиентами по всему миру, Boeing принял решение соблюсти осторожность для того, чтобы успокоить общественность о безопасности воздушного судна, и рекомендует временную приостановку полетов всего мирового парка 371-го самолета 737 MAX.

-4

Безопасность является основной ценностью в Boeing, пока мы строим самолеты, и так будет всегда. Для нашей компании и нашей отрасли нет большего приоритета. Мы делаем все для того, чтобы понять причину несчастных случаев в сотрудничестве со следователями, и для того, чтобы принять меры по повышению безопасности и помочь избежать повторения подобных ситуаций. Боинг даёт эту рекомендацию и поддерживает решение FAA.

Что это значит для России?

У российских авиакомпаний на сегодняшний день всего два самолета Boeing 737 MAX 8. Оба эксплуатирует авиакомпания «Глобус», «дочка» S7. Самолеты были приземлены в Новосибирске, базовом аэропорту S7. Авиакомпания заявила, что у нее без малого сто самолетов и временный вывод из эксплуатации двух из них никак не скажется на выполнении обязательств перед пассажирами.

-5

Другими заказчиками Boeing 737 MAX в России являются авиакомпании «ЮТэйр», «Уральские авиалинии» и «Победа». В «ЮТэйр» уже заявили, что не будут принимать самолеты, пока не будет подтверждена их безопасность. Впрочем, Boeing и сам пообещал не поставлять новые самолеты заказчикам, пока все не выяснится.

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропускать новые публикации.