- Представляешь, он выпивает три-четыре бутылки водки в день.
⠀
- Бутылки? В день?
⠀
- Да, только представь, три - четыре. Так и сказал: «Днём на работе я практически не пью, а вот вечером за телевизором( а у него широкоэкранный samsung) могу высадить не одну".
- Четыре? Бутылки? Водки? Каждый день? (у меня не укладывалось в голове)... он что, алкоголик?
⠀
- Да. То есть нет. Он сам себя таким не считает. Он ведь на свои пьет, заработанные. Ну и что, что любит выпить один? Он же с утра на работу исправно ходит. И гордится, что ведь чернила не пьет, только водку, а она безвредна.
⠀
- Безвредна? Четыре бутылки? (я все никак не могла прийти в себя).
⠀
- Да, вот он следит за здоровьем, каждый год ложится с сердцем, его обследуют. Он даже не выглядит как спитый мужчина, ну, работяга такой, вполне себе крепкий. Но чистенький. Каждое утро свежевыбрит. Ты пойми, там среда такая, все эти трактора делаются вусмерть пьяными людьми. Уже 30 лет. И на стройке тоже самое. То есть днем они конечно не пьют, ибо убиться можно с такой верхотуры. Зато вечерами все в умат. А с утра - на работу. И так - каждый день и абсолютное большинство.
⠀
- Так он что, и после больницы будет продолжать?
⠀
-Не знаю. Все беспокоился, что водка дорожает. И заедал, как все алкоголики, отсутствие водки и телевизора огромными порциями больничной еды.
⠀
- Кашалот, ну зачем он пьет?
⠀
- А зачем не пить? Надо же ему куда-то энергию девать, здоровье, видишь позволяет, а других путей он не видит.
⠀
Мы шли по поплывшей в весну улице, я содрогаясь оглядывалась на непролазную грязь разбитого асфальта в спальном районе и оккупировавшие почти каждую лавочку в этот теплый выходной такие знакомые скрюченные фигуры с бутылками.
⠀
После рафинированного Питера белорусская реальность заставляет брови плотно сдвигаться в одну напряженную линию.
⠀
- И, представляешь, они все трое: работяга, кгбшник и бывший директор завода - живут одни, без женщин. Ну, директор не знаю, ему лет 65, может его жена умерла, а кгбшник и работяга в разводе. Он так и говорит:" ушла от меня к какому-то..."
- Конечно ушла, любая бы ушла, по четыре бутылки водки выпивать.
⠀
- А ты думаешь этот другой - другой?
⠀
- Ну, может ей повезло...
⠀
Мы шли и помолчали, думая каждый о своем.
⠀
А я вспоминала другой разговор. С мамой. Которая всё причитала, что каждый день с утра в автобусе наблюдает одну и ту же картину: едут ухоженные причесанные женщины, с макияжем-маникюром, шапочками- платочками, а рядом- работяги с вытянутыми коленками на спортивных штанах, в засаленных рубашках, небритые. И сладкий женский парфюм, парящий в воздухе, накрепко перемешан со стойким перегарищем. Моя мама тогда сказала: "Как грустно. Каждый раз смотрю и думаю, а ведь у него дома жена наверно, ребятишки. А у неё - вот такой вот муж."
⠀
Я уезжала из Пинска, городка в 130 тысяч жителей, где прошло мое детство, уверенная, что это всё - проблемы маленьких городов. А сейчас мечусь на выходные из Питера в Минск к семье, где муж (сам минчанин) рассказывает мне про соседей по больничной палате, пожимая плечами, мол, такая ситуация типична для рабочих районов.
⠀
4 года назад мы переезжали из Питера в Беларусь, чтобы родить ребенка. Родить на Родине, где даже зимой выходит солнце, не нужно покупать питьевую воду и рядом рынок со свежими овощами, ягодами и фруктами, собранными на этой земле. Вернулись не только потому, что после восьми лет в России я так и оставалась там человеком без прав и документов, даже без признания большинством знакомых русских того, что Беларусь - это отдельная страна и национальность, вернулись, несмотря на множество возможностей остаться, сменить гражданство. Вернулись, потому что, каким бы сермяжным патриотизмом это не звучало, я люблю свою родину и горжусь ей.
⠀
Вот только что нас ждало здесь?
⠀
Мы уехали из Питера, где вдвоем ходили на курсы астрологии, где посещали семинары йога-центра, потом получили сертификат в клубе питерских волшебников, где нас постоянно окружали люди думающие, чувствующие, осознающие необходимость меняться, двигаться, пусть своим путем, но вперед. Даже технари и инженеры до мозга костей в Питере выписывают "популярную механику" и ходят на английский или итальянский. Петербург - среда другой плотности, город рыб и близнецов (водной и воздушной стихий) интуитивный, мутный, но с охотой открывающий желающим тонкие планы бытия.
⠀
А Беларусь - страна земная. Самая что ни на есть тельцовская. С аграрными, материальными ценностями, с людьми крепко стоящими на ногах, работящими, недаром белорусы везде славятся трудоспособностью и гостеприимством.
⠀
Я никого не выгораживаю и не возношу. Я знаю, что в Питере полно своих спальных районов и пьющих людей. Просто осознаю, почему я, едва появилась такая возможность после декрета, сбежала обратно в Питер из Минска от одиночества и невозможности найти даже среди молодых людей с высшим образованием хоть с кем-то какую-то внутреннюю общность.
⠀
Меня когда-то как молодого педагога учили, что среда формирует человека на 30 процентов. Позже от бизнес тренеров я слышала цифры до 90%.
⠀
Можно ли стремиться наверх, когда люди вокруг трепыхаются на первых трех уровнях пирамиды Маслоу? Стоит ли спрашивать их о душе, не рискуя вызвать прилив агрессии?
⠀
Ибо я никогда не смогу жить по этим правилам, и по требованиям этого социума, где нельзя выделяться и человек думающий автоматически приравнивается к сумасшедшему. Меня просто потрясает, что здесь все интересы вокруг подорожания хлеба и маленькой зарплаты. И люди пьют водку и смотрят телевизор, и мечтают накопить на жилье внукам, и всё, и все, даже здесь в столице, как в маленькой деревне.
⠀
И возможно я слабая, ведь сильные люди переделывают среду под себя, создают и закручивают миры вокруг себя, распространяют свое свечение и идеи, создают особое пространство, которое меняет людей, объединяет их в движении в общем направлении.Вверх. К чему-то большему.
⠀
А я трусливо умываю руки. Убегаю в Питер. Пить чай. Слушать джаз. Любоваться красотами фасадов и интерьеров уютных кафешек. И не бояться спрашивать: " Кто ты? Зачем ты? Куда ты живешь?"
©Natalis
Читать больше в https://www.instagram.com/natalisblog/