Найти тему

Переработка без доплаты

«Единая Россия» в поиске новых решений проблем школьного образования

Весьма продуктивно прошло заседание Общественного совета партийного проекта «Новая школа». По числу актуальных проблем, прозвучавших в ходе обсуждения, оно напомнило прошедший недавно в Уфе Первый форум школьного образования «Взлетай». На нём в числе основных были вопросы оплаты труда педагогов, горячего питания детей и прочие. И всё-таки некоторые из них невозможно решить в одночасье: например механизм начисления стимулирующих надбавок. Учителя теряются в догадках, из каких соображений формируется их зарплата.

По мнению руководителя государственной инспекции труда в РБ Татьяны Астрелиной, нормальная система оплаты труда состоит из оклада (70 %) и стимулирующей надбавки (30 %). Работодатель вправе назначить учителю надбавку от 0 до 30 процентов, а иногда устанавливает 0,01 %; и работник не понимает, почему ему причитается к выплате всего 1 рубль. В результате педагог вынужден разбираться с администрацией школы.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Региональный координатор проекта, председатель комитета по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике Госсобрания-Курултая РБ Раиль Асадуллин считает, что такой люфт уже сам по себе провоцирует конфликт. Если до копейки расписать, за что полагается премия (как это сделано в вузах), то ситуация будет совсем другой. В первую очередь удастся свести на нет трудовые споры, а во вторую - повысить мотивацию педагогических работников. И, конечно же, это улучшило бы ситуацию с увеличением доли тарифной части в структуре зарплаты.

Директор школы села Алкино Чишминского района Маргарита Батршина провела социальный эксперимент: посчитала соотношение отработанного и переработанного времени у всех учителей в своём учебном заведении - их 26. Согласно расчётам, в среднем в неделю переработка составляет от 8 до 12 часов. В большинстве случаев, переработанные часы составили почти столько же, сколько выполнено по учебному плану, а иногда и выше. Например, у одного учителя отработано в месяц 84 часа, переработано - 72, у другого – 44/52, у третьего – 92/66 и т. д. И это без учёта проверки тетрадей, объём которых в начальной школе составляет около полутора тысяч в месяц.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Маргарита Талгатовна рассказала ещё об одной дополнительной, но не оплачиваемой нагрузке сельских учителей – сопровождении детей в школьном автобусе (пока их три, они выполняют 20 рейсов в день) от дома до школы и обратно. На это уходит как минимум два часа утром и столько же вечером. Такая ситуация складывается не только в Алкино, но и во многих других деревнях.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

По несколько лет не могут директора школ добиться, чтобы их лучшие педагоги с большим трудовым стажем были удостоены почётных званий. Они стремятся представить на звание «Заслуженный учитель РФ» тех, у кого ученики получают 100 баллов на ЕГЭ и становятся победителями и призёрами республиканских олимпиад. Но это представление упирается в норматив, по которому от района на почётное звание может претендовать ограниченное количество кандидатов. На заседании прозвучало предложение увеличить этот норматив.

По-прежнему не решён вопрос горячего питания в сельских школах. Камнем преткновения стала плата, которая установлена в размере 45 рублей в день на одного ребёнка и составляет порядка одной тысячи рублей в месяц. В результате, если она не будет снижена, большинство детей в силу финансовых причин перестанут обедать в школах. В ряде деревень плату удаётся значительно уменьшить за счёт продуктов со школьного хозяйства. Например, в одном из муниципалитетов Аскинского района стоимость питания снизили до 12 рублей.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

По мнению участников мероприятия, необходимо частично компенсировать из республиканского бюджета стоимость питания: 10-15 рублей – за счёт средств государства, остальное – родителей.

Пока прошло только первое заседание Общественного совета проекта «Новая школа». Состоялось обсуждение актуальных вопросов. Дело - за их эффективным решением.

Владимир ШАКИЕВ

№ 09 от 14 марта 2019 года