«Единая Россия» в поиске новых решений проблем школьного образования
Весьма продуктивно прошло заседание Общественного совета партийного проекта «Новая школа». По числу актуальных проблем, прозвучавших в ходе обсуждения, оно напомнило прошедший недавно в Уфе Первый форум школьного образования «Взлетай». На нём в числе основных были вопросы оплаты труда педагогов, горячего питания детей и прочие. И всё-таки некоторые из них невозможно решить в одночасье: например механизм начисления стимулирующих надбавок. Учителя теряются в догадках, из каких соображений формируется их зарплата.
По мнению руководителя государственной инспекции труда в РБ Татьяны Астрелиной, нормальная система оплаты труда состоит из оклада (70 %) и стимулирующей надбавки (30 %). Работодатель вправе назначить учителю надбавку от 0 до 30 процентов, а иногда устанавливает 0,01 %; и работник не понимает, почему ему причитается к выплате всего 1 рубль. В результате педагог вынужден разбираться с администрацией школы.
Региональный координатор проекта, председатель комитета по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике Госсобрания-Курултая РБ Раиль Асадуллин считает, что такой люфт уже сам по себе провоцирует конфликт. Если до копейки расписать, за что полагается премия (как это сделано в вузах), то ситуация будет совсем другой. В первую очередь удастся свести на нет трудовые споры, а во вторую - повысить мотивацию педагогических работников. И, конечно же, это улучшило бы ситуацию с увеличением доли тарифной части в структуре зарплаты.
Директор школы села Алкино Чишминского района Маргарита Батршина провела социальный эксперимент: посчитала соотношение отработанного и переработанного времени у всех учителей в своём учебном заведении - их 26. Согласно расчётам, в среднем в неделю переработка составляет от 8 до 12 часов. В большинстве случаев, переработанные часы составили почти столько же, сколько выполнено по учебному плану, а иногда и выше. Например, у одного учителя отработано в месяц 84 часа, переработано - 72, у другого – 44/52, у третьего – 92/66 и т. д. И это без учёта проверки тетрадей, объём которых в начальной школе составляет около полутора тысяч в месяц.
Маргарита Талгатовна рассказала ещё об одной дополнительной, но не оплачиваемой нагрузке сельских учителей – сопровождении детей в школьном автобусе (пока их три, они выполняют 20 рейсов в день) от дома до школы и обратно. На это уходит как минимум два часа утром и столько же вечером. Такая ситуация складывается не только в Алкино, но и во многих других деревнях.
По несколько лет не могут директора школ добиться, чтобы их лучшие педагоги с большим трудовым стажем были удостоены почётных званий. Они стремятся представить на звание «Заслуженный учитель РФ» тех, у кого ученики получают 100 баллов на ЕГЭ и становятся победителями и призёрами республиканских олимпиад. Но это представление упирается в норматив, по которому от района на почётное звание может претендовать ограниченное количество кандидатов. На заседании прозвучало предложение увеличить этот норматив.
По-прежнему не решён вопрос горячего питания в сельских школах. Камнем преткновения стала плата, которая установлена в размере 45 рублей в день на одного ребёнка и составляет порядка одной тысячи рублей в месяц. В результате, если она не будет снижена, большинство детей в силу финансовых причин перестанут обедать в школах. В ряде деревень плату удаётся значительно уменьшить за счёт продуктов со школьного хозяйства. Например, в одном из муниципалитетов Аскинского района стоимость питания снизили до 12 рублей.
По мнению участников мероприятия, необходимо частично компенсировать из республиканского бюджета стоимость питания: 10-15 рублей – за счёт средств государства, остальное – родителей.
Пока прошло только первое заседание Общественного совета проекта «Новая школа». Состоялось обсуждение актуальных вопросов. Дело - за их эффективным решением.
Владимир ШАКИЕВ
№ 09 от 14 марта 2019 года