Древние греки рассказывали шкодливым дочерям в назидание миф о Пандоре. Оказывается, это была первая женщина, которую создали боги (остальные, видимо, сами собой зародились) – и сразу в наказание. Причем, похитил огонь у богов Олимпа титан Прометей, а наказывали всех. Женщиной Пандорой.
Кто такая Пандора и причем тут мода
Говорили, что при рождении Пандоре (имя переводится, как «одаренная многими») достались от богов многие радости: и красота, и искусность, и красноречие, и коварство, и прекрасные одежды (отметим это).
Первое, что сделала Пандора, смахнув с себя крошки глины, из которых была создана, это соблазнила брата Прометея. Что логично, согласитесь – око за око.
В доме мужа было всего вдоволь, это Пандора проверила первым делом. Но в углу стоял запечатанный сосуд, к которому было велено не приближаться. Там, типа, лежал (стоял, летал) еще один подарочек – от самого Зевса, главного по Олимпу.
Разумеется, не прошло и получаса, как рука Пандоры подняла крышку. А кто б устоял? И на свет вырвались неисчислимые беды – жадность, корыстолюбие, жестокость… в общем, фантазия у Зевса была мрачной. Испугавшись, Пандора крышку вернула на место, поэтому Надежда вылететь не успела.
С тех пор появилось устойчивое выражение: открыть ящик Пандоры, что значит, по глупости запустить что-то ужасное, с необратимыми последствиями.
Прошло много веков, а сказка о Пандоре жила. Примечательно, что в Англии этим именем бестрепетно называли дворянских дочерей. Наверняка, иллюзий о женской сущности у родителей и тогда не было.
Кроме того, Пандорами называли … кукол, которые покупали и рассматривали модницы всей Европы. И вот про них мы сегодня расскажем.
Эти куклы в блестящем XVIII веке заменяли собой подиумы, Vogue и «Модный приговор» для всех дам и кавалеров, которые хотели быть на гребне стиля.
И это было гениальным решением рекламистов того времени. Посудите сами: бумага была дорога, распространение модных журналов ограничивалось скоростью лошадей и кораблей, а на подиумах тогда выступали только продающиеся невольники. Вот и пришла на помощь людям кукла Пандора.
Как создавали Пандор
Манекены для демонстрации модной одежды в Европе начали мастерить еще в XIV в. Тогда их делали из подручных недорогих материалов: дерева, глины, старой ткани.
В Великобритании деревянную основу лица и руки покрывали гипсом, раскрашивали и сверху наносили слой лака. Такая кукла, сделанная в 1680 году, хранится в Лондонском музее детства - кто-то из Стюартов подарил её верному придворному.
Чем искуснее была сделана Пандора, тем дороже ценилась. Ведь ее можно было неоднократно использовать, переодевая!
Однако, на поток изготовление Пандор поставила «колыбель моды» Франция. Куклы с набором одежды из ткани впервые появились в 40-е гг. XVII в. во Франции. Их роль была – рекламировать новинки продавцов тканей и портных.
Пандор одевали полностью: белье, корсет, шелковые чулки, элегантные башмачки и, конечно, платье. Дополняли его аксессуары: украшения, головные уборы, зонтики — точные копии модных образцов.
Как использовали Пандор
Полностью наряженную куклу выставляли в ателье, где посетители могли увидеть ее во всей красе. Известие о появлении новой Пандоры вызывало всеобщий интерес.
Модную куклу можно было навестить в ателье или пригласить к себе домой. Ради ее визита собирался цвет дамского общества, куклу размещали в комнате так, чтобы все могли рассмотреть ее и составить полное представление о последних веяниях в моде.
Как только столичное общество теряло к ней интерес, Пандору упаковывали и пересылали за границу. Так за пару десятков лет Пандоры стали важной статьей французского экспорта.
Приключения Пандоры в Московском Кремле
Первые куклы-Пандоры, одетые по последней моде, появились в России во времена Екатерины Великой, самой главной модницы империи.
Пандору можно было раздевать до исподнего и рассматривать все: стиль, материю, покрой, качество кружев. А затем идти к портному и требовать себе такое же, только еще красивей.
Наверняка императрица Екатерина не единожды держала в руках модных Пандор, жаль, что никто не догадался зарисовать этот момент!
Пандор привозили из Парижа и Лондона, ценили очень высоко и берегли. Куколки-манекены были непререкаемым авторитетом. Сын Екатерины, император Павел, даже согласился на то, чтобы платья фрейлинам двора шили по образцам с Пандор.
Особенно выдающиеся манекенчики сохранялись: целая коллекция их сначала жила в гардеробе Капитула российских орденов, а затем были переданы в Оружейную палату.
Кстати, одну из них недавно отреставрировали и показывают на выставках сокровищ Московского Кремля.
Из Парижа куклы отправлялись в турне по Европе, пересекали Ла-Манш, а оттуда через океан попадали в американские колонии и впереди их ожидало путешествие через Атлантику, в Бостон, Филадельфию или Нью-Йорк.
Лондонское ежедневное издание «The Spectator» в №277 от 17 января 1712 года, сообщало о том, что в город прибыла парижская кукла, одетая по последней моде. Автор статьи подробно описал Пандору, выставленную на всеобщее обозрение, и отметил всеобщий восторг по поводу ее долгожданного визита в Лондон.
В XVII-XVIII веках рост благосостояния горожан привел к ажиотажному спросу на модную одежду, а значит, и на модных кукол. Теперь актуальные фасоны могла позволить себе не только родовая знать, но и буржуазия. Настал золотой век Пандор, ведь только они могли дать представление модницам о том, как следует носить шляпку, сколько нижних юбок должна иметь приличная женщина, и как устроены фижмы.