Найти в Дзене

Жизнь за царя

Николай II
Николай II

2 марта 1917 года под нажимом Временного правительства и командующих фронтами император Николай II отрекся от престола. 7 марта правительство Керенского постановляет: «Признать отрекшегося императора Николая II и его супругу лишенными свободы и доставить отрекшегося императора в Царское Село». Спустя две недели царь и его супруга Александра Федоровна были арестованы. Позже Временное правительство принимает решение отослать царскую семью подальше от революционного Петрограда. 14 августа семья Романовых была отправлена в Тобольск, где под охраной особого отряда из 300 солдат и нескольких офицеров, в большинстве – Георгиевских кавалеров – она спокойно провела осень и зиму 1917-1918 годов.

Источник: Ирошников Михаил Павлович. Николай II - последний российский император : [Фотолетопись жизни] / М.П.Ирошников,Л.А.Процай,Ю.Б.Шелаев. – СПб. : Духовное просвещение, 1992. – 509,[2]с. : ил.
Источник: Ирошников Михаил Павлович. Николай II - последний российский император : [Фотолетопись жизни] / М.П.Ирошников,Л.А.Процай,Ю.Б.Шелаев. – СПб. : Духовное просвещение, 1992. – 509,[2]с. : ил.

В январе 1918 года представителей царской фамилии перевозят в Екатеринбург в так называемый «Дом Особого назначения», небольшой особняк, реквизированный у инженера Ипатьева. Дом обнесли высоким забором. Вместо стрелков бывших царскосельских полков теперь их охраняли чекисты и красногвардейцы, набранные из революционных уральских рабочих. Первоначально большевики готовили суд над Николаем Вторым и его окружением. Обвинителем должен быть Лев Троцкий. Но затем от этой идеи отказались: дело невыигрышное – все-таки царь законный представитель власти, а большевики эту самую власть узурпировали. И было принято решение об убийстве царской семьи.

Общее руководство казнью было возложено на коменданта Ипатьевского Дома Особого назначения Янкеля Юровского. 17 июля 1918 года после все семь членов семьи Романовых: бывший император с супругой, дети – Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей были расстреляны.

источник: Ирошников Михаил Павлович. Николай II - последний российский император : [Фотолетопись жизни] / М.П.Ирошников,Л.А.Процай,Ю.Б.Шелаев. – СПб. : Духовное просвещение, 1992. – 509,[2]с. : ил.
источник: Ирошников Михаил Павлович. Николай II - последний российский император : [Фотолетопись жизни] / М.П.Ирошников,Л.А.Процай,Ю.Б.Шелаев. – СПб. : Духовное просвещение, 1992. – 509,[2]с. : ил.

Участь царской семьи почти сразу же разделили слуги – доктор Боткин, повар Харитонов, лакей Трупп. В дымном чаду, закрываясь от пуль подушкой, лихорадочно металась комнатная девушка императрицы – «фрелька» (то есть фрейлина), как называли ее охранники. Вот она упала. К ней тут же подбежал один из чекистов и стал вонзать в грудь штык американского винчестера. Камеристка дико кричала, хватаясь за штык обеими руками, с которых ручьями лилась кровь. Добивали её прикладами.

Источник: Ирошников Михаил Павлович. Николай II - последний российский император : [Фотолетопись жизни] / М.П.Ирошников,Л.А.Процай,Ю.Б.Шелаев. – СПб. : Духовное просвещение, 1992. – 509,[2]с. : ил.
Источник: Ирошников Михаил Павлович. Николай II - последний российский император : [Фотолетопись жизни] / М.П.Ирошников,Л.А.Процай,Ю.Б.Шелаев. – СПб. : Духовное просвещение, 1992. – 509,[2]с. : ил.

Остаётся добавить, что «фрелька» эта – наша землячка, череповчанка Анна Демидова. Упоминание о славном роде Демидовых относится к XVIII веку, к концу которого купец Василий Никифорович Демидов стал бургомистром, а затем городским головою Череповца. При нем в городе появилось первое училище, под которое он подарил свой деревянный дом и обязался ежегодно делать в нем за свой счет «все нужные поправки». Сын В.Н. Демидова Андрей Никифорович продолжил и приумножил семейное дело. Внук Александр Андреевич был первым председателем Череповецкого общественного банка, и он же исполнял должность церковного старосты Воскресенского собора более двадцати лет. Эта должность никоим образом не оплачивалась, скорее требовала постоянных личных затрат на приобретение необходимых предметов церковной утвари, ремонт и хозяйственное содержание собора. Правнук Степан Александрович Демидов – потомственный купец, гласный городской Думы (исполнял обязанности казначея), член городской управы, член Попечительского совета Мариинской женской гимназии, был сподвижником знаменитого череповецкого головы Ивана Андреевича Милютина.

Анна была старшей дочерью С.А. Демидова от первого брака. Об Анне Демидовой до недавнего времени почти ничего не было известно. Следствие, которое велось в Москве в 1990-е 82 годы по уголовному делу об обстоятельствах гибели членов Российского Императорского Дома, практически никакими данными не располагало: Демидову вообще считали сиротой. Но вот в 1996 году в «Огоньке» появилась публикация Ильмиры Степановой «Черкни хотя бы открытку…» И читатели узнали некоторые подробности о жизни царской горничной из Череповца.

Анна Демидова, фрейлина
Анна Демидова, фрейлина

Анна (или, как называли ее родные, Нюта) родилась и росла в Череповце. Мать – Мария Ефимовна, отец – Степан (Стефан) Александрович, мещанин, казначей городской Думы. У Анны были братья Александр и Алексей, а также сестра Елизавета. Всем своим детям Степан Демидов дал прекрасное образование.

По-иному сложилась судьба Анны Демидовой. У нее с детских лет обнаружился талант к рукоделию и ее после гимназии отдали в «женскую школу с рукодельными классами» при Иоанно-Предтеченском Леушинском женском монастыре, а затем определили в Ярославское художественное училище, находившееся под патронажем царицы Александры Фёдоровны. Училась Демидова хорошо, её работы не раз занимали первые места на выставках. На одном из таких вернисажей заприметила искусную вышивальщицу императрица и пригласила её в Зимний дворец для обучения своих детей – высокородных барышень – умению обращаться с иглой и спицами, вязанию и вышиванию, и прочему рукодельному мастерству. Императрица очень тщательно выбирала учителей и персонал для своих детей считая, что «выше всех знаний должна быть чистая совесть и праведная жизнь». Она считала, что любая женщина должна уметь и пуговицу пришить, и рисовать, и вязать, и ухаживать за больными. Всеми этими талантами обладала Анна Демидова. С двадцатилетнего возраста и до конца дней своих жизнь Анны Степановны Демидовой непрерывно была связана с царской семьей. Со временем обязанности комнатной девушки Анны Демидовой в доме императора расширились – она стала исполнять роль и личной горничной императрицы, и фрейлины, и домоуправительницы. За безупречную службу комнатной девушке Анне Демидовой (такова была ее официальная должность) было пожаловано потомственное дворянство.

Наталия Алексеевна Фрайман поведала, что ее родная бабушка Елизавета Степановна иногда рассказывала о своей старшей сестре – фрейлине царской семьи. Вспоминала, как ездила к сестре в гости В Летний дворец, в Царское Село, в Ливадию. Видела цесаревича Алексея и великих княжен. Говорила, что у сестры был жених – Николай Эрсберг, брат другой комнатной девушки. Но если бы Анна вышла замуж, то должна бы либо уволиться, либо перейти на другую должность. А поскольку она очень привязалась к императорской семье, то от возможности устроить личную жизнь в конце концов отказалась.

В 1917 году Анна прислала Елизавете в Череповец свои вещи, документы, переписку и фотоальбомы, сообщив, что идут переговоры об отъезде семьи Романовых в Англию, что она проводит их на корабль, но сама с ними не поедет, а вернется в Череповец. То, что уцелело от семейного архива, хранит старшая сестра Наталии Алексеевны – Нина Алексеевна. Живет в Череповце, в самом центре города, неподалеку от Комсомольского парка, который разбит на месте кладбища, где покоятся предки Демидовых. Она долго хранила вещи, которая прислала Анна в Череповец в 1917 году. Только во время войны, когда большая семья голодала, бабушка Лиза вместе с невесткой перекраивала одежду старшей сестры и выменивала на продукты в окрестных деревнях. После революции Елизавета Степановна жила в постоянном страхе из-за родства с царской фрейлиной, старалась никому, даже членам своей семьи, не рассказывать. И еще больше замкнулась, когда в 1937 году по доносу был арестован и расстрелян как враг народа ее муж Федор Михайлович Юткин, инспектор Череповецкого пароходства. Уничтожила практически все письма и некоторые документы.

Но сохранились открытки и два фотоальбома, правда, многие фотографии пропали. И все-таки… Есть снимки (видимо сделанные рукой Анны) цесаревича с собачкой, его дядьки-матроса, царской яхты, каких-то никому уже не известных людей…

Когда Романовых арестовали и отправили в ссылку, Анне была предоставлена возможность оставить их семью и уехать к родным. Она догадывалась, какая участь ее ожидает, если останется, однако, переступив через свой страх, не покинула царскую семью и не отказалась сопровождать ее в Сибирь. Воспитанница Леушинского подворья Анна Демидова писала своим родным, что подобные предложения делались ей в Томске и Екатеринбурге, но она решила остаться до конца с семьей императора, потому что службу у помазанника Божьего воспринимает как своего рода послушание и по своей воле никогда ее не бросит.

-6

Источник: Жизнь за царя // Череповец: от Екатерины Великой до наших дней: исторические миниатюры, история в лицах / [авт. проекта и сост. Б. В. Челноков]. – Череповец: Череповецъ, 2018. – С. 77–86.