(Mean Guns, 1997, США)
Несмотря на то, что американец Альберт Пьюн занимается кинорежиссурой аж с 1982 года и снял около полусотни (!) картин, он известен более-менее широкой зрительской публике, пожалуй, лишь тремя лентами. Это, безусловно, постапокалиптический "Киборг" с Ван Даммом (в чём, ясное дело, больше заслуг Ван Дамма, чем Пьюна), недурной по меркам 90-х фантбоевик "Немезида" и вот он - хрестоматийный kill 'em all - экшен "Крутые стволы". В последнем, однако, нет не только фантастики, но и даже открытых пространств, поскольку вся движуха в нём (за исключением коротенькой завязки) заперта в стенах огромной, но пока не заселенной тюрьмы (новой, только что построенной). Куда главарь одного могущественного преступного Синдиката Мун (Айс-Ти) согнал целую толпу киллеров, сутенеров, бандитов, алкоголиков, тунеядцев, байкеров и других отморозков. Но не затем чтобы оказать услугу правосудию и самому рассадить их по камерам, а ради иного, более зрелищного мероприятия. Того, что сегодня обозвали бы "Королевской битвой" (по аналогии с одноименным культовым фильмом Киндзи Фукасаку), а в 90-е называли гораздо проще, по-народному: разборкой "каждый сам за себя".
Всяк приглашенный на эту стрельбучую вечеринку мерзавец был в чём-то виноват перед Синдикатом. И сполна заслужил себе пулю в лоб или в иную точку своего многогрешного тела. Но поскольку за простое человеческое "спасибо" эта публика мочить друг друга не стала бы, пришлось Муну дать ей железную мотивацию: выставить на кон приз - 10 миллионов долларов. Которые, по условиям игры, должны были разделить между собой последние трое выживших. Ну или не трое, а меньше - кому как повезёт; главное, лишь бы не больше.
Просто сбежать от этого побоища тоже было нельзя. Бдительные снайперы наблюдали за периметром тюрьмы и щёлкали хитрозадых уклонистов, стоило лишь тем выказать свои трусливые намерения. Поэтому головорезы, покряхтев от нежелания подыхать именно здесь и сейчас, были вынуждены расхватать брошенное им оружие и приступили к энергичной самоликвидации. Чему и посвящены оставшиеся 90% этого фильма.
Один вопрос: отчего "Крутые стволы" в итоге не стали такими же популярными, как вышеупомянутая "Королевская битва" или, например, "Козырные тузы" Карнахана?
Ответ на этот вопрос, кстати, не сложен. Картина не вызвала ажиотаж среди любителей забористых боевиков ровно по той же причине, почему и имя Альберта Пьюна не стало громким даже с таким впечатляющим списком работ в его портфолио. А просто есть у него вредная и неискоренимая черта характера: Альберт всерьез убеждён, что он - уникальная творческая личность со своим авторским почерком, что ему всегда и мешало оценивать своё творчество трезвым взглядом.
Хотя отчасти он прав. Его фирменные тягомотинку и дешевое слоу-мо можно опознать, даже не прочитав фамилию режиссера в титрах. Вот только если одни экшен-мейкеры умеют юзать эти фишки толково и ненавязчиво, то Пьюн или не знает в них меры (реже), или пихает их туда, где они нафиг были бы не нужны (как правило). Оттого повествование в его картинах и получается неровное: то рыхлое, то, наоборот, скомканное, а то и вовсе напоминающее ходульный закос под Джона Ву.
Второй не-повод для гордости "Крутых стволов": не приличествующие ядреному боевику малокровие и стерильность. В то время, как Ву со своими тогдашними смешными бюджетами заполнял экран огнем, взрывами, разлетающимися обломками, гильзами, трупами и брызгами крови, у Пьюна... даже дырки от пуль в стенах и телах не остаются! Да и кровищу он отмеряет для зрителя буквально пипетками, как будто всерьез уверен, что его фильм станут крутить на утренниках в детских садах. И это, конечно, совсем не дело. Особенно в криминальном замесе, где нет ни одного гуманиста, а перестрелки и драки занимают почти всё экранное время.
***
В общем, если вы готовы мириться со странностями Пьюна и его подчеркнутым нежеланием шагать в ногу со временем, тогда "Крутые стволы" покажутся вам вполне достойной картиной. Тем более, что здесь сыграли не последние мастера боевиков тех лет Кристофер Ламберт, Айс-Ти и ныне покойный Майкл Халсли. Однако, если эталоном боевикового драйва 90-х для вас считается, например, "Круто сваренные", то здесь Пьюн, к несчастью, ничем вам не поможет. Ибо как ни старается он навязать экшен-жанру свои правила игры, у него никогда не хватало силёнок проторить собственную колею и тягаться с классиками.