Найти тему
Шербурские кантаты

10 работ Вермеера, которые нужно знать

Оглавление

Ян Вермеер (1632-1675), он же Вермеер Делфтский, - один из величайших мастеров Золотого века голландской живописи, представитель малых голландцев. Он стал важной частью истории голландского искусства за свою сравнительно короткую жизнь. На его картинах не сцены величия, а моменты повседневной жизни среднего класса. Сейчас они могут показаться нам чуждыми, но на самом деле они показывают жизнь, которой обычные люди жили 400 лет назад. Большинство картин написаны в интерьере, на них один-два человека, и почти всегда - окно, являющееся источником света: при таком освещении композиция выглядит очень естественно, натурально. Вот десять (из 34-х известных на сегодняшний день) картин Вермеера, которые нельзя пропустить.

1. Диана со спутницами

Чтобы составить представление о развитии Вермеера как художника, предлагаем начать с "Дианы со спутницами", которая, вероятно, является его первой картиной из сохранившихся и дошедших до нас. Весьма нехарактерным для Вермеера является изображение сцены из древнеримской мифологии, а не горожан, выходцев из среднего класса; однако, здесь и Диана изображена не в характерном для нее радостном расположении духа. Девушки на картине, хоть и заняты совместным делом, выглядят весьма одинокими. Картина находится в Королевском музее Маурицхёйса в Гааге.

 Диана со спутницами, 1655-1656
Диана со спутницами, 1655-1656

2. Девушка с жемчужной серёжкой

«Девушка с жемчужной сережкой» - картина Вермеера в наши дни известная повсеместно настолько, что ее называют северной Моной Лизой. Прославилась она отчасти благодаря историческому роману и фильмам, снятым в 1999 и 2003 годах соответственно. Картина, написанная примерно в 1665-м году, полна загадок, на которые вряд ли когда-либо удастся найти ответы: кто эта девушка? почему она так одета? Картина демонстрируется в Маурицхёйс в Гааге, если вы хотите лично обдумать эти вопросы.

Девушка с жемчужной серёжкой,1665
Девушка с жемчужной серёжкой,1665

3. Аллегория Живописи

"Аллегория Живописи", интересна во многих отношениях: это вторая по величине работа Вермеера, и она самая сложная с точки зрения иконографии и композиции. Мастер написал ее для своей мастерской, и так любил ее ,что даже обремененный долгами не расстался с нею. Одним из самых впечатляющих элементов является использование Вермеером света: посмотрите, все выглядит очень естественно, так же, как и выглядело бы, если бы источником света было только открытое окно. Говорят, в свое время нацисты очень стремились заполучить эту картину из-за исторического символизма, такой, например, как как двуглавый орел на вершине люстры .

Аллегория Живописи, 1666
Аллегория Живописи, 1666

4. Маленькая улочка

Большинство картин Вермеера написаны в студии и их главными героями являются люди, поэтому «Маленькая улочка» интересна тем, что она единственная написана снаружи. Здания, которые он выбрал, чтобы поместить в эту маленькую картину, кажутся ничем не примечательными, но геометрическая композиция и резко контрастирующие цвета произведения оживляют его. Хотя и существуют разные предположения, почему Вермеер написал именно эти здания, наиболее вероятной причиной кажется то, что он выбрал эту улицу, потому что там жили его тетя, мать и сестра.

Маленькая улочка, 1657-1658
Маленькая улочка, 1657-1658

5. Урок музыки

"Урок музыки" - картина, которую можно увидеть в Королевской коллекции во дворце Сент-Джеймс в Лондоне, исполнена в типичной для Вермеера манере - хотя его авторство было установлено лишь в 1866 году, спустя 200 лет после написания картины.

Урок музыки, 1662-1665
Урок музыки, 1662-1665

6. Вид Делфта

В представлении Делфта Вермеер предлагает редкий полный обзор своего родного города. Городские пейзажи были не самым популярным видом живописи в то время, что добавляет уникальности этой картине; среди работ Вермеера, например, всего два пейзажа. Картина не слишком большая - чуть более одного квадратного метра - но она дает представление о городе в то время. Отношение художника к своему родному городу видно в том, как он изображает его: красивым и совершенно гармоничным, для чего пришлось немного изменить более узкие и высокие здания.

Вид Делфта, 1660-1661
Вид Делфта, 1660-1661

7. Молодая женщина с кувшином воды

«Молодая женщина с кувшином воды» стала первой картиной Вермеера, совершившей в 1887 году путешествие через Атлантику в Соединенные Штаты. Теперь она хранится в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

Молодая женщина с кувшином воды, 1660-1662
Молодая женщина с кувшином воды, 1660-1662

8. Астроном

В «Астрономе» Вермеер следует популярной тенденции в голландской живописи 17-го века, изображающей ученых за работой. Интересный факт: за спиной астронома можно увидеть картину, на которой изображен найденный младенец Моисей; эта же картина появляется снова на полотне Вермеера "Дама, пишущая письмо, со своей служанкой". В 1940 году картина ("Астроном") была конфискована нацистами у семьи Ротшильдов (которые приобрели ее в 1880-х годах) и возвращена им после окончания войны. В данный момент выставляется в Лувре.

Астроном, 1668
Астроном, 1668

9. Бокал вина

Первое, на что обращаешь внимание на картине "Бокал вина", - это яркие цвета. Все здесь кажется слишком ярким, чтобы быть реальным - витражи на окнах, голубая занавеска, освещенная солнцем, красное платье женщины, золотая рамка на задней стенке.

Бокал вина, 1658-1660
Бокал вина, 1658-1660

10. Аллегория Католической Веры

"Аллегория Католической Веры" - одна из более поздних работ Вермеера, пересекается с вышеупомянутой "Аллегорией живописи" в том, что они являются единственными работами, наполненными такими глубокими, сложными знаками и символикой: здесь и большая картина с изображением распятого Христа, терновый венец, лежащий на книге, и золотое яблоко, и раздавленная змея на полу.

Аллегория Католической Веры, 1670-1672
Аллегория Католической Веры, 1670-1672