Почему современные родители должны иметь высокий уровень психолого-педагогической культуры и участвовать в образовательных программах по повышению самокомпетентности?
Идеология интенсивного материнства
В России всё шире распространяется идеология интенсивного материнства (термин впервые употреблён в 1996 г. в книге американского социолога Ш. Хейз «Культурные противоречия материнства»). Более того, она становится моноидеей, затмившей иные взгляды на проблему воспитания. Современные матери превращаются в руководителей проекта под названием «Мой ребёнок должен стать лучшим» и исполняют эту социальную роль настолько интенсивно, что материнство становится для них профессией.
История научного обоснования материнства
Интенсивное материнство предполагает руководство научными знаниями в вопросах воспитания и образования ребёнка. Такой подход к материнству возник на рубеже XIX–XX веков, когда развитие науки (в том числе медицины) и промышленности спровоцировало массовый отток населения из сельской местности в город. Женщины были вовлечены в производство и профессиональную деятельность, что изменило их традиционный жизненный уклад. Опыт жизни в семье из нескольких поколений, ухода за детьми и их воспитания был утрачен и не мог подготовить к родительству. Материнство стало рассматриваться как идеология, нуждающаяся в научном обосновании.
Педагогические теории начали публиковать на страницах научно-популярной и даже художественной литературы, дамских журналов. Создавались обучающие группы для родителей. Эксперты требовали от «новых матерей» профессионального исполнения своих обязанностей. Мать стала ответственным участником педагогического процесса, оказывающим решающее влияние на развитие ребёнка.
Возникновение образовательных программ для родителей
В начале 1960-х годов начало формироваться новое – постиндустриальное общество, провозгласившее моральной нормой гедонизм и «жизнь для себя». К качеству внутрисемейных отношений и личностному развитию стали предъявляться требования, основанные на представлении о человеке как субъекте, получившем свободу и ответственном за свои поступки. Организационно это выразилось в широком распространении образовательных программ для родителей.
Они имели в основном новый, тренинговый формат, обозначивший переход от модели образовательных программ, основанной на знаниях и информации, к модели компетентности (умение решать коммуникативные проблемы). В числе лучших были – системный тренинг родительской эффективности, созданный в 1976 году Д. Динкмеером и Г. Маккеем, тренинг родительской эффективности Т. Гордона, тренинг родительского поведения и тренинг уверенного родительства. Базой для них послужили гуманистическая психология К. Роджерса, представления А. Адлера о мотивации человеческого поведения и теория социального научения Б.Ф. Скиннера.
Появление образовательных тренингов в России
В России тренинги начали проводить с 1970-х годов. Во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов на рынке уже были представлены различные тренинговые курсы, опиравшиеся на те же методические основы, что и зарубежные программы. Особенностью отечественных образовательных программ стала их ориентированность на относительно благополучных родителей, отсутствие системы подготовки тренеров и методик оценки эффективности программ.
С 1990-х годов акцент в разработке программ сместился на личность родителя, формирование у него уверенности в своих силах и обучение использованию своих ресурсов. Причиной этого стало более отчётливое понимание сущности родительства у разработчиков программ. По их наблюдениям, родитель, проанализировав поступающую к нему информацию, не мог выстроить непротиворечивый алгоритм процесса воспитания, следовательно принимал решения, последствия которых нельзя просчитать на длительную перспективу.
Образовательные проекты, ориентированные на повышение родительской самоэффективности
Сегодня, говоря о родительской успешности, всё чаще имеют в виду уровень самоэффективности, поэтому разрабатываются образовательные программы для родителей, нацеленные на его повышение. Если мать уверена в своей родительской компетентности, она успешнее преодолевает объективные трудности, независимо от объёма накопленных знаний или освоенных навыков.
Преимуществом перед другими образовательными проектами обладают мультикомпонентные программы, включающие в себя и информационное сопровождение, и формирование новых компетенций (коммуникативных навыков, умения давать обратную связь, обозначать границы и правила, выражать поддержку и т.д.), и работу с личностью родителя.
На основе результатов исследования спроектирована такого типа авторская образовательная программа для родителей К.Н. Поливановой, получившая государственную поддержку. Программа имеет модульную структуру и включает четыре основных модуля: «Образ родителя: идеальный или настоящий», «Мой ребёнок. Мы. Я», «Понимать, чтобы помогать», «Я – родитель». Участие в них может быть последовательным или автономным.
Важность участия современных родителей в образовательных программах
Проблемноориентированное образование для родителей остаётся инновационной областью для отечественного образования, трудной для освоения в массовой практике. На основе критерия родительской самоэффективности разрабатываются разнообразные образовательные программы, курсы и тренинги, предлагается помощь частных консультантов и создаются возможности для самообразования родителей (включая медиапроекты). Однако психолого-педагогическая культура пока не заняла центрального места в практике родительского поведения. Для родителей по-прежнему значимы традиционные способы получения информации о воспитании от родственников и друзей. В образовательных программах и курсах заинтересованы преимущественно те родители, которые серьёзно занимаются самообразованием.
Тем не менее, потребность в продуктивном взаимодействии семьи и школы как «равноправных субъектов процесса образования, согласованно создающих единое образовательное пространство», в решении острой проблемы отчуждения между поколениями требует от родителей расширения педагогического сознания и коммуникативной компетентности.
Другими словами, участие родителей в мультикомпонентных образовательных программах поможет им повысить уровень психолого-педагогической культуры, что даст возможность принимать компетентные решения совместно с другими субъектами образования, раскрыть в себе творческий потенциал педагога-воспитателя, а также облегчить процесс познания себя и ребёнка для устранения трудностей взаимопонимания!