Найти тему
В поисках смысла

О вреде поста и пользе размышлений

Николай Асламов

Правильный пост - это всегда время открытий. Причём не всегда духовных, но зато всегда неожиданных и подчас даже парадоксальных.

Одним обычным великопостным понедельником я почувствовал покалывание в правом боку. Ну, колет и колет, не отменять же теперь планы на день. Мало ли, чего там барахлит, может, поел не вовремя. Отработал, сбегал по делам, приехал домой к семье. К вечеру болело уже не на шутку. Примерно на 8 по 10-балльной шкале. И уже не только справа в подреберье, но и слева, а ещё внизу около пупка. Ощущение было такое, что боль буквально гуляла внутри живота и постоянно усиливалась. Вырвало. Вызвал скорую.

Приехал врач, пропальпировал, высказал подозрение на холецистит (воспаление желчного пузыря), вколол обезболивающее и повёз в больницу. Без укола я бы точно не доехал.

На беду именно этим вечером в городе случились заморозки, и талая вода превратилась в идеально гладкий лед, тонким слоем покрывающий асфальтовые дорожки. Естественно, куча людей поразбивалась и попереломала себе руки-ноги. И так же естественно, что всех их привезли в больницу, как и меня.

Правильный пост - это всегда время открытий. Причём не всегда духовных, но зато всегда неожиданных и подчас даже парадоксальных

В приемной люди сидели и лежали буквально друг на друге. Кто-то плакал, кто-то стонал, кто-то орал, кто-то ругался, кто-то допытывался у врачей, что с ним дальше будет. В общем, обычные стратегии маленьких людей, попавших в большие неприятности. Принимали нас в коридорах, потому что другого места не было. Из-за обилия страждущих медицинские тесты задерживались, появлялись стихийные очереди. Я тихо сидел в углу, опершись спиной на стену, а врачи в приемной стоически выполняли свою работу в нечеловеческих условиях. Ни рентген, ни УЗИ брюшной полости не показали ничего серьёзного: камней нет, стенки в норме, не аппендицит. Медики посматривали на меня, как на симулянта. Ровно до того момента, когда меня, бледно-зеленого, в очередной раз перекручивал спазм и рвало желчью. Поскольку класть людей было некуда, всех, кого сочли транспортабельными, отправляли по домам. Даже с переломами. Конечно, на фоне людей с травмами черепа и переломами шейки бедра и обеих пяток я был ого-го-го каким здоровым. Поэтому мне вкололи ещё обезболивающего, сказали, что со мной все будет в порядке и отправили домой, сказав, что неплохо бы сделать гастроскопию, на случай, если это желудок барахлит. На дворе - глубокая ночь. До дома 60 километров, я за городом живу. Хорошо хоть таксист попался хороший.

Гастроскопию я сделал на следующий же день в платной клинике, потому что в обычной предложили записаться в очередь и прийти через две с половиной недели. Гастроскопист с единственным в районе гастроэнтерологом утешили и ободрили: с желудком и двенадцатиперстной кишкой все в порядке. Но, судя по УЗИ, помимо функциональных проблем с желчным пузырем, печень и поджелудочная у меня тоже не в порядке. И тоже по малопонятным причинам. В итоге, посовещавшись над медицинской задачкой, врачи вынесли мне вердикт: «дисфункция жёлчного пузыря на фоне резкого изменения рациона».

Не буду рассказывать о моих последующих медицинских мытарствах, статья в конце концов не об этом. Статья о вреде поста.

Мы с врачами эту тему не поднимали. Да, я подробно рассказывал, что ел и пил накануне, но вопрос о том, пощусь ли я, мне не задавали, а от себя я его не добавил.

17 лет я занимаюсь православными аскетическими практиками. Я не из тех диких неофитов, что готовы лоб себе разбить в погоне за исполнением невесть чем обоснованных нормативов. Я прочитал вагон статей о посте. Я веду нормальный, здоровый образ жизни, составная часть которого - осмысленное питание. Иными словами, не было ни одной вменяемой причины для стихийного отказа органов пищеварения. И все же этот отказ случился.

Обычно задачи, которые я, как и всякий православный, ставил себе на пост, касались духовной жизни. Они не касались телесной стороны поста, хотя, как я теперь понимаю, давно стоило подумать и об этом.

Итак, давайте подумаем. Несколько сотен лет назад группа серьёзных, бородатых, умудрённых опытом мужей, не понаслышке знакомых с монашеской аскезой, написали устав для монахов: как им должно и не должно поститься. Так возникли правила, существующие в Церкви до сих пор и тиражируемые в бесчисленных православных календарях постных и непостных дней.

Обычно задачи, которые я, как и всякий православный, ставил себе на пост, касались духовной жизни. Они не касались телесной стороны поста, хотя, как я теперь понимаю, давно стоило подумать и об этом

И причём здесь, спрашивается, я? Я живу в другой социально-экономической и социокультурной реальности. Живу в других климатических условиях. Мой повседневный рацион - не такой, как у тех людей, кто писал устав. И я не монах. Я даже разговариваю на другом языке. Словом, у меня с авторами устава нет ровным счётом ничего общего, кроме вероисповедания. Но правила для постящихся отнюдь не являются вероучительными истинами. Это не догматика.

Замечу, что риторика вида «ангелы - свет монахам, а монахи - свет мирянам», согласно которой мирянин должен равняться на монахов, плохо согласуется с православным богословием семьи. Если монашество и семейная жизнь - два равнозначных пути для христианина, то монахи не должны быть «светом для мирян», ибо где тогда равнозначность? Не уверен, что католический вариант с двумя отдельными уставами - для монахов и для мирян - удачен. Все люди разные, у каждого организма масса нюансов, обусловленных образом жизни, географией, климатом, персональными физиологическими особенностями, врожденными или благоприобретенными. Ни один устав не может учесть все эти нюансы. А учесть должен был бы, поскольку Христос не призывал нас наносить ущерб здоровью. Стандартный православный ответ - обращаться к духовнику. Ответ прекрасный, но духовник - не диетолог, не нутрициолог, не гастроэнтеролог. Среднестатистический духовник даже со школьной биологией в большинстве случаев не дружит. Может ли он дать квалифицированный совет по поводу гастрономического аспекта поста? Только из перспективы духовной жизни. Но у меня не дух болит, а желчный пузырь с поджелудочной!

Итак, врачи подробно расписали мне, что мне можно и что нельзя употреблять в пищу, с чем я теперь и живу. В конце концов, в отличие от устава, эти рекомендации, во-первых, написаны с опорой не на средневековый сельскохозяйственный цикл, который лёг в основу устава, а на современные научные знания о физиологии, а во-вторых, составлены не для абстрактных и давно умерших монахов, а конкретно для меня, с учётом всех сложившихся обстоятельств.

Когда-то я говорил и писал, что пост не наносит телу ущерба. Простите, был не прав. По крайней мере, в одном конкретном случае наносит. И с ненулевой вероятностью нанесёт в других случаях. Так что в очередной раз призываю при входе в храм снимать только шапку, а голову оставлять на плечах.

Хотите стать нашим автором - пишите на mmredaktor@naslednick.ru