Найти тему
Форвита ТВ

Две проблемы России: дураки и дороги... Станут ли российские дороги качественными и безопасными? Читайте мнение профессионалов

Оглавление

Один из приоритетных направлений развития российской экономики на ближайшие годы, принятым Правительством в соответствии с указами Президента, является реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который включает не только федеральную, но также и региональные составляющие.

В рамках национального проекта предусмотрена актуализация региональных программ развития дорожных сетей субъектов РФ и, в том числе, привлечение финансовых средств из Федерального бюджета для их реализации.

Хотелось бы, с учетом опыта прошлых лет, чтобы очередное благое начинание принесло, наконец-то, ощутимые результаты, и чтобы немалые бюджетные средства были потрачены с максимальной пользой для экономики Смоленской области.

Наша редакция, специализирующаяся на строительстве и промышленности Смоленщины, старается избегать бравурных лозунгов и реляций о грядущих достижениях. Напротив, мы стремимся в своих публикациях отражать объективный и рациональный практический взгляд на события и тенденции в сферах региональной промышленности и строительства. При этом в качестве экспертов по важным практическим вопросам мы, как правило, привлекаем настоящих отраслевых профессионалов, имеющих большой опыт и репутацию в своем деле.

Данный материал не стал исключением.

Есть ли решение проблемы смоленских дорог?

-2

Очевидно, что сегодня назрела необходимость наверстывать накопившееся за многие годы системное отставание развития дорожной инфраструктуры, как по Смоленской области в целом, так и в городах, и, конечно, прежде всего, в Смоленске, и что без кардинального изменения подходов к дорожному строительству и управлением дорожным хозяйством региона не обойтись.

С вопросами о видении путей и перспектив дорожного хозяйства Смоленщины, а также о практических мерах, которые необходимо предпринять, чтобы в корне улучшить ситуацию с дорогами, мы обратились к генеральному директору ООО «Смол-ДорНИИ-Проект»Владимиру Борисовичу Салтыкову.

Но прежде – несколько слов об организации, которую он возглавляет уже 12 лет.

Впечатляющий послужной список

ООО «Смол-ДорНИИ-Проект» - одна из ведущих российских организаций в сфере оказания инженерных услуг в дорожном хозяйстве.

На момент создания в 2006 году основной «костяк» персонала компании составили высококвалифицированные специалисты бывших региональных филиалов ведущих отечественных дорожных научно-исследовательских и проектных институтов: СоюздорНИИ, ГИПРОДОРНИИ, Союздорпроект, которые к тому моменту уже прекратили свое существование.

За 12 лет успешной работы организация претерпела существенные изменения и накопила богатый опыт работ и услуг в дорожном хозяйстве. В настоящее время численности персонала компании составляет около 170 человек.

Основные направления деятельности ООО «Смол-ДорНИИ-Проект» – это строительный контроль, оказание услуг инженера-консультанта и технического эксперта, проектирование и изыскания по автомобильным дорогам и мостам, обследования, диагностика и паспортизация дорог и искусственных сооружений, лабораторные исследования дорожно-строительных материалов и грунтов, геодезические и маркшейдерские измерения, техническая экспертиза и другие.

До недавнего времени организация выполняла по федеральным заказам также научно-исследовательские работы, разработку нормативных документов дорожного хозяйства (межгосударственных стандартов и отраслевых методических документов), формирование дорожных геоинформационных банков данных. Однако, в связи с отсутствием заказов в последние годы, перечисленные направления деятельности были свернуты.

-3

Среди наиболее значимых и крупных объектов дорожного строительства, в которых специалисты ООО «Смол-ДорНИИ-Проект» принимали непосредственное участие, можно выделить следующие:

- объекты транспортной инфраструктуры Зимней олимпиады 2014 года в Сочи;

- строительство участков первой очереди скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург;

- строительство ЦКАД Московской области;

- реконструкция, капитальный ремонт и ремонт участков автомобильных дорог: М-1 «Беларусь» (Москва – Минск), М-3 «Украина» (Москва - Киев), М-9 «Балтия» (Москва - Рига), М-10 «Россия» (Москва – Санкт-Петербург), М-13 Брянск – Новозыбков, Р-120 (А-141) Орел – Брянск – Смоленск.

Читайте также:
Ямы - следствие безответственности
Мусорное шампанское

От общего к частному

Владимир Салтыков. 12 лет у руля ООО «Смол-ДорНИИ-Проект»
Владимир Салтыков. 12 лет у руля ООО «Смол-ДорНИИ-Проект»

– Владимир Борисович, какие, по Вашему мнению, могут быть предприняты практические меры, чтобы улучшить ситуацию со смоленскими дорогами в разумные сроки?

– На самом деле, всё просто: достаточно быть заинтересованным в решении проблемы, иметь искреннее желание и волю решить её, приложить к этому руки, голову и сердце. Остальное – дело техники.

В этом смысле следует, прежде всего, объективно оценить текущее положение дел, свои возможности и потребные ресурсы, и на основе анализа всего перечисленного правильно определить цели и задачи, а также пути их решения. Затем разработать план действий – «дорожную карту».

Всё это необходимо записать, задокументировать (как правило, в виде стратегии или программы), после чего приступить к реализации намеченного, для чего подобрать соответствующие целям и задачам ресурсы: компетентное руководство, квалифицированный персонал, подходящие технологии, материально-техническую базу. А затем постепенно, шаг за шагом, выполнять намеченные мероприятия, постоянно контролируя полученные результаты и сверяя их с планом.

То есть, проблема известна и понятна, и в данном случае не надо изобретать велосипед или открывать Америку, – достаточно просто подойти к делу ответственно, добросовестно и с умом.

Безусловно, здесь необходимо выделить два ключевых момента: первый – разработка грамотной программы действий, второй – добросовестная и ответственная реализация этой программы. – Всё.

Надеюсь, что ответил на Ваш вопрос.

– То есть, если я правильно понимаю, для реализации в Смоленской области национальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а именно её региональной составляющей, прежде всего необходима программа?

-5

– Именно так. Но здесь важно понимать разницу. Любая программа предполагает достижение каких-то вполне определённых целей и использование для этого соответствующего инструментария. Обеспечение определённого уровня качественных транспортно-эксплуатационных характеристик дорог и развитие региональной дорожной сети – это одна группа целей и задач, а, допустим, привлечение финансовых средств из федерального бюджета и их освоение, в той или иной степени успешное, – совсем другая.

И, как уже было сказано, каждая из этих целей и задач требует соответствующей компетенции и квалификации персонала, подбора соответствующих методов и ресурсов для их решения.

– Понятно. Но если говорить о программе, направленной на обеспечение качества и безопасности дорог, Ваша организация могла бы принять участие в её разработке и последующей реализации?

- Наша организация ещё в 2007-2008 годах разработала по заказу Смолавтодора Концепцию и Программу развития и совершенствования сети автомобильных дорог общего пользования Смоленской области до 2020 года. К сожалению, мы не располагаем достоверной информацией, которая позволила бы объективно судить о том, в какой степени реализована та программа на данный момент, но по нашим субъективным оценкам в целом она не реализована.

Очевидно, что реализация такого крупного национального проекта как «Безопасные и качественные дороги» (БКАД) требует предварительной программной проработки не только на федеральном уровне, но и в регионах. Насколько нам известно, в ноябре прошлого года Минтрансом России было направлено письмо главам регионов с предложением о корректировке ранее разработанных программ дорожной деятельности субъектов РФ, имея в виду формирование на их основе региональных проектов.

-6

Для этих целей были разработаны соответствующие методические указания по формированию программ дорожной деятельности (ПДД), с их проектами можно ознакомиться на сайтах Минтранса и Росавтодора.

Наличие единой методики разработки региональных программ дорожной деятельности, безусловно, является положительным фактором, но также неизбежно таит в себе «подводные камни», как и любая попытка «подстричь под одну гребёнку» всю Россию. Такая организация предполагает участие в разработках программ, прежде всего, административно-чиновничьего аппарата, а не технических специалистов. Но мы готовы принять участие в публичном обсуждении откорректированной областной программы дорожной деятельности.

Что же касается нашего участия в реализации программных мероприятий, то у нас есть положительный опыт выполнения работ в Смоленской области. По заданию Смолавтодора мы выполняли обследование и диагностику областных дорог, разрабатывали проектно-сметную документацию по дорожным объектам, проводили экспертизы и выполняли некоторые другие работы, но всё это было достаточно давно, и с тех пор ситуация изменилась. В настоящее время мы в силу необходимости практически полностью переключились на выполнение работ на объектах федеральной дорожной сети.

Но мы открыты для сотрудничества, и готовы к участию в любых региональных программах, в том числе на конкурсной основе, если наше участие будет востребовано, а работы будут направлены на улучшение смоленских дорог.

– Извините за, возможно, бестактный вопрос, но почему услуги Вашей организации оказались невостребованными на региональном уровне?

– Насколько мне известно, это относится не только к нашей организации. Есть также дорожно-строительные фирмы с богатым опытом работ и хорошей репутацией, которые вынужденно выполняют работы на федеральном уровне и в других регионах, осваивают новые ниши.

Причина проста, и мы о ней уже говорили. Если стоит задача строительства дорог, то востребованы одни навыки и исполнители, если же задача в привлечении финансовых инвестиций и их освоении, то в этом случае требуются совсем другие навыки и исполнители. И если в первом случае отчитываются о километрах построенных дорог, то в последнем – о миллионах и миллиардах освоенных рублей.

Читайте также:
Минтранс РФ предложил увеличить штраф за остановку на автомагистралях
Реформу экзаменов на права подвергли критике

– А что можно сделать, чтобы эту изменить ситуацию в лучшую сторону?

 – Здесь тоже пути решения проблемы очевидны и известны. Прежде всего, необходимо ограничить возможности недобросовестной конкуренции. А для этого, опять же, нужна политическая воля.

К примеру, нацпроект БКАД предусматривает доведение до 70 % доли контрактов жизненного цикла на осуществление дорожной деятельности, когда в один контракт объединяют выполнение работ по строительству, содержанию и ремонту дорог. В соответствии с недавно введенными нормативами средний срок между капитальными ремонтами дорог составляет порядка 25 лет.

Ответьте себе честно: какова вероятность привлечь фирму из другого региона, готовую постоянно работать на Смоленщине и нести реальную ответственность перед смолянами за результаты своей работы каждый день в течение 25 лет?

Если мы хотим получить какие-то положительные результаты, то нам необходимо всерьёз задуматься о восстановлении института репутации, как в отношении производственных компаний, так и в персональном плане.

Мы вам писали

Вот такие вроде бы очевидные и логичные ответы профессионалов-дорожников на извечные наши вопросы. Наша редакция, в свою очередь, давно вела и ведет политику по донесению мнения проектировщиков, строителей, дорожников, промышленников… до региональных властей. Ведь все мы живем на Смоленщине, ездим по этим дорогам и очень заинтересованы, чтобы регион развивался. А для этого надо слушать и, что самое главное, слышать региональных практиков, также желающих не просто заработать, но послужить своей малой Родине...

Макс ЕРЕМИН

Читайте также:
Какие дороги отремонтируют в Смоленске в 2019 году?
28 февраля смоляне смогут проголосовать за территории, которые благоустроят в 2019 году
1,8 млрд рублей направят на ремонт дорог в Смоленской области

Узнай о новостях Смоленска на нашем сайте:

Веб-сайт: http://forvita.info

А также в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/forvita

Одноклассники: https://ok.ru/forvita

Facebook: https://www.facebook.com/groups/1441496752582692/?ref=bookmarks

Твиттер: https://twitter.com/XlFokNBXpt7B0J8