На выходных я побыла немножко ребенком. Ребенком любимым. Как и все те, кто приехал на Международный фестиваль детских и молодежных театров «Сампо — мельница счастья», который проходит в марте в городе Ювяскюля. В этом году это был уже четвертый фестиваль, и я жалею об одном — что я не была на первых трех.
Я давно знакома с Кирой Мирутенко, именно она — «мама» этого фестивального движения. Я обещала в нашем блоге рассказывать о людях, которые живут в Финляндии и делают здешнюю жизнь интересной и насыщенной.
Профессиональная актриса, режиссер и театровед, Кира переехала в Ювяскюля уже более десяти лет назад, и за это время создала культурный центр и свой театр «Арт-Мастер», который гастролирует не только по городам Финляндии, но и по Европе и России. К ним приросла подростковая студия, а также группа для детей, а следом возникли и театральные фестивали — для взрослых театров отдельно, для детей и молодежи — отдельно.
И финны, и русскоязычные жители города фестиваля ждут. Потому что знают: им предложат стоящую программу. За такими впечатлениями театралы всего мира охотятся, а тут — раз, и тебе привезли наготово.
Во-первых, Кира приглашает на фестиваль в обязательном порядке труппу профессионалов со спектаклем, который в свое время становился событием в театральном мире. В этом году московский театр «Трикстер» (на минуточку, лауреат «Золотой маски») показывал «Сказку, которая не была написана», и смотрели мы ее, открыв рот. Просто невероятно, как все эти, казалось бы, простые приемы — вырезанные из бумаги и подсвеченные лучом софита фигурки — производят такое ошеломляющее впечатление.
Во-вторых, она отыскивает на просторах бывшего СНГ самодеятельные театры, постановки которых воспринимаются, как драгоценный подарок. Мы познакомились с театром современного искусства «Этти Детти» из Красноярска и их спектаклем «Один день из жизни 8 «а» класса», а также со сказкой «Мышонок и подснежник», созданной в театре-студии «Театралика» из Саратова.
Каждый по-своему сентиментальный, рассказывающий о ранимой душе детей, они вызвали в зале бурю восторгов. Не было зрителя из нас, из взрослых, кто бы не примерил на себя всех этих героев, не вспомнил свое детство.
И еще один спектакль «#люблюненавижу» показывали хозяева фестиваля — молодежная студия театра «Арт-Мастер», который они собирали по ниточке, по фразе самостоятельно, используя современную сетевую поэзию, свои мысли о жизни подростка, отрывки из пьес современных драматургов.
Это была постановка, которая ударила нас в самое сердце — родителей, детей, педагогов. Вот именно в этом месте взрослые как-то притихли и зачесали головы — а что мы вообще знаем о наших детях? И не стоит ли нам узнать больше, попытаться сблизиться с этими инопланетными существами, которые живут бок-о-бок с нами?
Кстати, всегда на фестиваль приглашают руководителей коллективов из разных стран. На этот раз в морозный, но такой душевно-щедрый и теплый Ювяскюля приехали театралы из Грузии, Испании и Франции. «Снееееег!» - вот, что первое они радостно закричали. А уж потом они выкрикивали имена новых друзей с тем же энтузиазмом.
Все без исключения — и руководители, и юные студийцы — участвовали в мастер-классах по актерскому мастерству, которые вели и сама Кира, и режиссер «Арт-Мастера» Катя Пастухова, и Евгений Крайзель из Красноярска, и Анжелика Лозановски из Саратова. И так ценно, что профессиональные актеры — Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов из «Трикстера», не чинясь, дают советы идущим им на смену юным артистам, всерьез смотрят их постановки, разговаривают с детьми на равных.
За спиной остались километры, которые мы накатали на горке в день расставания. Литры слез, которые пролили, прощаясь. Щеки ныли от хохота (да, так у нас, у детей бывает, когда все вместе — и смех, и слезы), ноги — от танцев, уши — от музыки, которую (оказывается, нет, ни фига не Земфира), слушают нынешние молодые.
Последние взрывы хохота сопровождали косплей (если кто не знает, это когда берешь известную картину и пытаешься сделать похожее на нее фото, изображая героев), который всегда проводят на этом фестивале. Вот у детей фантазия работает! Благо, что чуланчик с реквизитом и декорациями театра в их распоряжении. Чего только они не накрутили на себя, чтобы Магритт, Любаров или Альфонс Муха заиграли новыми красками.
И еще очень трогательно видеть, как слаженно работает команда «Арт-мастера», когда нужно мобилизовать свои силы и сделать все для того, что гости фестиваля чувствовали себя, как дома. Не нужно думать, что раз фестиваль проходит в Финляндии, то из какого-то рога изобилия проливается золотой дождь на тех, кто его организует. Нет, здесь все очень скромно, и я бы даже сказала — в материальном плане фестиваль поставлен в стесненные условия.
Финансово помогает фонд «Россотрудничество», что-то приходится вскладчину оплатить участникам, а остальное приходится зарабатывать самому «Арт-Мастеру», чтобы принять гостей. И когда хорошие артисты, которые играют у Киры богов и героев, выступают в дни фестиваля в скромных ролях водителей, гидов, переводчиков, поваров, уборщиков — это дорогого стоит. Чувствуется, что это настоящее братство людей, живущих театром и не жалеющих сил, чтобы остальные почувствовали свою сопричастность к этому славному делу.
Спасибо, друзья! И увидимся вновь! Ведь мельница из эпоса «Калевала» Сампо — такая штука, которая счастья отмеряет полной ложкой, и главное — это непрерывный процесс.
«Как я был злой, и никто не умер». Линор Горалик о фигуре умолчания
Российско-финляндская постановка о нашей общей истории
Где покататься на санках, а заодно взглянуть на звезды Хельсинки?
Эта публикация оказалась для вас полезной? Подписывайтесь на наш канал Финляндия зовет на Яндекс Zen! Мы ждем ваших вопросов, комментариев, предложений, упреков, похвалы и прочих проявлений человеческих страстей. Надеемся, что поможем сделать ваше пребывание в Финляндии и комфортным, и неповторимым!