Найти тему

Гюлли Мубарякова: "Мой театр"

Гюлли МУБАРЯКОВА,

народная артистка СССР, почетный гражданин г. Уфы

Для всех, кто живет театром, от одного театрального сезона к другому, июль — это и есть конец о насыщенного впечатлениями творческого года. Сезон закрылся, а значит, можно спокойно подумать обо всем увиденном, порадоваться за реализованные проекты и погрустить о несбывшихся, наметить новые и, немного переведя дыхание, жить ожиданиями грядущего сезона... Мне, как актрисе с большим стажем, педагогу и наставнику молодежи в нашем театре, всегда интересно следить за всем новым, что происходит в ярком, неоднозначном, многоликом театральном мире моей Уфы, и, конечно же, всей республики. Но сегодня, в конце театрального сезона 2012-2013, хотелось бы поговорить не только о театре. Хотелось бы просто поговорить...

Как правило, каждый театр считает делом чести закрыть свой сезон яркой постановкой, как бы давая «затравку» зрителям на следующий сезон — то ли еще будет... Что касается моего родного — Башкирского академического — театра, то мы закрылись удивительным спектаклем «Между небом и землей» по произведениям народного писателя Республики Башкортостан Талхы Гиниатуллина в инсценировке Ралифа Кинзябаева и режиссуре Гульдар Ильясовой. Философская печальная притча о смысле жизни была хорошо встречена зрителями. И я еще раз порадовалась не только за свой коллектив — в этом сезоне, он, как всегда, был на высоте, — но и за истинного зрителя Башкирского академического — вдумчивого, тонкого, готового сопереживать и размышлять... Спасибо тебе, наш зритель! Благодаря тебе наш театр продолжает служить искусству, а не увеселению. В этом сезоне наш театр порадовал всех такими именами, как А. Островский, Ч. Айтматов, открыл новое для нашей республики имя эстонского драматурга Андруса Киви-ряхка, автора пьесы “Цыпленок в букваре”. Моноспектакль по этой пьесе в постановке Л. Зайкаускаса сумел раскрыть всю мощь актерского дарования народного артиста РБ Алмаса Амирова. Высокий уровень спектакля подтверждает и победа Ал-маса на Международном фестивале “Мельпомена Таврии”.

Хочется отметить и работу режиссера Айрата Абушахманова. В творческом союзе со своим братом — хореографом Ринатом Абушахмановым ему удалось по-своему раскрыть образ нашего именитого земляка Рудольфа Нуриева. Спектакль «Руди. Never off...» по собственной инсценировке Айрата блистал новизной и дерзостью, присущей молодым. А как не порадоваться успеху «Затмения» на XI Международном фестивале тюркоязычных театров «Навруз» в Казани!

Еще одна радость — высокая оценка критиков спектакля «Царь Эдип» Софокла в постановке И. Сакаева на V Международном театральном фестивале «Гостиный двор» в г. Оренбурге. Спектакль номинирован на “Золотую маску”, и мы все находимся в трепетном ожидании...

Хочется верить, что следующий сезон в моем родном театре будет не менее интересным. Особое внимание будет уделено национальной драматургии, о проблемах которой много говорится. Но эти проблемы надо решать — и решать на сцене. Для будущего сезона театр готов освоить такой сложный жанр, как мюзикл, по пьесе Т Гариповой «Мактымхылыу, Аблай и черный иноходец» по мотивам башкирского фольклора и инсценировку по повести М. Гафу-ри «Черноликие».

Одним словом, сезон в нашем театре был полон творческих сюрпризов и актерских удач. И везде блистала наша молодежь, которая всегда бережно относится к традициям и очень чутко реагирует на современные тенденции. Я говорю и об актерах, и о молодом режиссере Ильсуре Казакбаеве, который для своего дипломного спектакля выбрал сложную, психологическую пьесу «Эксперимент» В. Красногорова. Молодой актер Урал Аминев выдвинут нашим театром на соискание молодежной премии им. Ш. Бабича за свой плодотворный прошедший сезон.

В этом году мне посчастливилось посмотреть все спектакли республиканского фестиваля «Театральная весна». Именно посчастливилось — потому что после каждого спектакля я испытывала чувство счастья и глубокого удовлетворения. Ещё раз убедилась, что у каждого театра в республике свое неповторимое лицо, свое дыхание. А самое приятное — что практически во всех театрах столицы и республики работают мои ученики, выпускники разных годов. Многие уже сами стали аксакалами сцены — к примеру, народный артист Башкортостана Риф Сайфуллин из Сибайско-го театра им. А. Мубарякова. А в спектакле Салаватского государственного драматического театра «Клятва от лукавого» по пьесе Т Миннулина играли четверо актеров — и все они мои ученики. И как было приятно, когда на поклоне объявили, что Фатиха Кульсарина выдвинули на соискание звания заслуженного артиста Республики Башкортостан!

К слову сказать, мои ученики оказались не только талантливыми актерами, но и талантливыми руководителями в учреждениях культуры нашей республики. Художественный руководитель Башкирского академического, заслуженный артист России, народный артист РБ, лауреат Государственной премии РФ и Государственной премии им. С. Юлаева РБ Олег Ханов, художественный руководитель Сибайского государственного детского театра «Сулпан», заслуженная артистка РБ Гульнара Валитова, директор Туймазинского татарского государственного драматического театра Фир-зат Габидуллин, директор ДК «Нефтяник» Алмас Саетов, и многие другие. А ведь это тоже проявление огромной любви к искусству, желание служить ему.

Во время фестиваля я по-новому взглянула на свою жизнь. Значит, я не зря прожила её, не только отдавая всю себя родной сцене и театру, но и посвящая себя педагогике. Спасибо вам, мои талантливые, славные ученики!

«Театральная весна» подарила мне, наконец, встречу с Башкирским кукольным театром. «Звездочка» Н. Шмитько покорила меня и увела в далекое детство.

.Во время войны четыре театра столицы располагались в здании Оперного театра: сам Оперный, Башкирский академический, Русский и Кукольный театр в подвале. Дома часто отключали свет, было холодно, и я, как дочь двух актеров Башкирского театра, целые дни проводила в театре. Робко заходила в полутемный подвал, где по полкам были разложены разные куклы, и, затаив дыхание, наблюдала за рождением новой куклы. Немолодая женщина изготавливала их и порой рассказывала мне, как они должны шевелить ручками, открывать глазки и ротик. Сейчас я думаю, что это была «мама» Кукольного — Елгаштина Мария Николаевна. Когда отмечали 140-летие этой удивительной женщины, я всматривалась в ее фотографию, напечатанную в «Вечерке». Да, скорее всего это была Мария Николаевна, но ведь тогда она была для меня волшебницей. В её руках оживали куклы, которые затем рассказывали нам свои истории, плакали, дразнили и смешили друг друга. Каждый спектакль я смотрела по несколько раз, сидя на скамейках с детишками, среди которых было много эвакуированных. А рядом была война, и она напоминала о себе, когда поздно вечером, отыграв свои спектакли, все женщины театра — и актрисы, и остальной персонал, спускались в котельную. Всем выдавали жидкое мыло и большие корыта. В густом тумане пара до глубокой ночи стирали они окровавленные вещи солдат из госпиталей — ватные штаны, военную форму, кальсоны, портянки, а также длинные-длинные бинты. Вещи развешивали по горячим трубам. На всю жизнь врезалась в память эта грязно-бурая от крови пенная вода, текущая по специальному желобку бесконечным потоком.

Я ждала маму, чтоб поздно ночью идти с ней домой.

Мое «кукольное» детство продолжилось в новом здании — в кинотеатре «Октябрь», который был расположен во дворе по ул. Ленина, сразу, как войдешь в арку. Впоследствии там долгие годы располагалась «дубляжка» Башкиновидеопроката, где мы озвучивали советские и зарубежные фильмы на башкирский язык. И каждый раз, когда я заходила в дубляжку, я вспоминала спектакли, которые смотрела здесь.

Вот какие воспоминания пробудила во мне трогательная «Звездочка». Об этом спектакле много писали, и это действительно образец отличного спектакля для детей и, конечно же, взрослых.

Особенное впечатление в этом сезоне я получила от спектаклей выпускников театрального факультета Уфимской академии искусств им. З. Исмагилова — учеников народной артистки РФ и РБ, прекрасного педагога Тансулпан Бабичевой. Глубоко взволновала меня документально-историческая драма «10 июля. День и век». Авторы пьесы — учительница башкирского языка нашего театрального факультета, литературно одаренная Гульсасак Саламатова и Тансулпан Бабичева — сумели переработать огромный пласт документов, воспоминаний, художественных книг и создать цельное произведение. С жестокой правдивостью, с пронзительной грустью они рассказали нам об одном из самых страшных дней в истории башкирского народа — 10 июля 1938 года, когда за одну ночь были расстреляны самые видные представители национальной интеллигенции — Дауыт Юлтый, Габдулла Аман-таев, Губай Давлетшин, Газиз Альмухаметов, Вали Муртазин-Иманский. Всего 45 имен. За одну ночь башкирская литература, искусство и наука лишились талантливейшей, смелой, одухотворенной верхушки. Они были расстреляны, а их женам ещё предстояли долгие, мучительные годы в лагерях. Тем женам, которые не отказались от своих мужей. А ведь были разные случаи.

Думаю, что Тансулпан Дагиевна взялась за столь сложный материал неслучайно. Во-первых, нам не надо бояться говорить об этом страшном времени. Мы должны стряхивать с этих имен неумолимую пыль времени и делать все, чтобы имена этих личностей, расстрелянных в самый расцвет их жизни, стали неугасимыми звездами в наших душах. А для этого, прежде всего, нужно, чтобы о них знали и помнили молодые. И в этом, мне кажется, вторая цель ТБабичевой как педагога и гражданина. Можно много ругать молодежь, что они живут другими ценностями, не знают историю страны и своего народа, а можно просто действовать и творить. И студенты-выпускники, и зрители этого спектакля отныне и на всю жизнь пронесут память об этих людях и об этом времени. Никогда не пройдут они равнодушно мимо дома по ул. Ленина, 2 (там прошло мое детство), где среди множества мемориальных досок есть две доски с годами смерти 1938: Дауыт Юлтый и Габдулла Амантаев.

Мы не должны забывать историю, мы должны извлекать из нее уроки. И самый главный урок — что отныне мы являемся преемниками людей, которые боролись за судьбу своего языка, своей земли, мы должны стать звеньями в цепи нашей национальной интеллигенции, которая боролась за развитие искусства, науки, литературы. Мы сами творим историю нашего времени.

Проблема башкирского языка, как и всех родных языков нашей многонациональной страны, становится все острей. И национальные театры несут особую, огромную ответственность в деле сохранения и развития родного языка. Мы уже проходили время, когда всех нас делали единым советским народом. Дети росли без знания своей истории, не изучали свой язык и культуру. А ведь ещё в те годы народный поэт Башкортостана Рами Гарипов писал: ...Что — будущее? Для меня — оно Подобно полю с яркими цветами,

Где каждому цветку цвести дано,

Где поле — сад, и песни над садами!

Скажу: за это воевали мы,

Кровь проливали, славу добывали,

Мы в будущее из далекой тьмы Семьей одной, единою шагали Смогли мы от забвенья уберечь Родной земли свою родную речь!

Единая, сильная страна, где живут счастливые народы со своей развитой культурой, со своими национальными школами, учреждениями культуры, с возможностью развивать искусство, науку, литературу.. Кому может быть хуже от этого? Но, увы, мы ежедневно слышим неутешительные прогнозы о нашем недалеком будущем. Но будем надеяться, что разум восторжествует над всеми экономическими подсчетами, ведь ждать от культуры барышей — это значит, потерять ее. И в этой связи больше всего волнует не настоящее — слава богу, у нас есть свой зритель.

Волнует будущее — наши дети, наши будущие зрители. С грустью смотрю на афиши национальных театров — так много ярких, красочных детских представлений — и так мало на родном языке. Буквально через пятнадцать лет детишки, которые не научены слышать родную речь со сцен родных театров, перестанут ходить сюда и на взрослые спектакли.

Мне кажется, что пора выработать стратегию развития детского репертуара для национальных театров на родном языке, ведь речь идет о целых поколениях, у которых есть право расти в среде своей национальной культуры.

Я — коренная уфимка. Родилась в здании роддома, где сейчас находится музыкальная школа — знаменитая ССМШ — кузница молодых дарований. Я иду мимо и слышу трогательную игру на скрипке, флейте, и мою душу переполняет радость и гордость за свой город. Уфа меняется на глазах, но при этом не теряет свою

особую душу — открытую, вдумчивую, с трепетным отношением к истории. Надеюсь, что так оно и будет, что в нашем городе как можно больше сохранят исторических мест — ведь именно они и придают неповторимость и очарование. Принимая гостей из других стран и регионов, больше всего слышишь восторженные отзывы об историческом центре Уфы. Украсила центр восстановленная Софьюшкина аллея.

Но при этом на глазах Уфа превращается в красивую столицу с самыми современными зданиями — и масштабы преобразований не могут не поражать. 12 июня, в День города, мы — почетные граждане г. Уфы, возлагали цветы к памятнику Салавата Юлаева. И я ещё раз мысленно поблагодарила скульптора С.Тавасиева за это прекрасное творение, которое стало символом всей нашей республики. Какое торжество добра, свободного духа! И как удачно оно расположено — нашего Салавата видно при въезде в город и на автотранспорте, и по железной дороге. А какая картина открывается у памятника — словно ты летишь на коне вместе с Салаватом в открытое пространство! Образ Салавата Юлаева для меня — это и образ моего отца, народного артиста СССР Арслана Мубарякова, который воплотил его и в фильме Якова Протазанова «Салават Юлаев», и в пьесе «Салават» Баязита Бикбая. Оба произведения были поставлены в первый год войны — для воодушевления наших солдат на фронте, для тыловиков, которые работали, не щадя сил.

А как было радостно услышать из уст городских властей о планах масштабной реконструкции набережной Уфы и строительстве пятизвездочного отеля с видом на Агидель. Поистине размах столицы, претендующей быть одним из самых благоустроенных и красивых городов России, а может, и мира! Как хочется жить долго, чтобы стать свидетелем преобразования моего родного города, где в центре Уфы мне знакома каждая улочка, каждый дом...

Из ближайших радостных событий столицы для меня лично — открытие памятников народной писательнице Башкортостана Зайнаб Биишевой, народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму и моему отцу — величайшему актеру Арслану Мубарякову. Надеюсь, что в городе будет как можно больше таких памятников, мемориалов в честь наших писателей, деятелей культуры и науки, и, конечно же, в честь наших героев.

И тут я снова хочу вернуться к нашим детям. Во многих городах мира, в том числе и России, есть памятники сказочным героям. У нас в парке Аксакова появился памятник Аленькому цветочку — и он тут же превратился в символ любви и верности.

А ведь живут наши малыши в столице Башкортостана, края, который всегда поражал собирателей фольклора, краеведов удивительными героями легенд, преданий и сказок. Стоит только упомянуть имена героев величайших эпосов «Урал-ба-тыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу» и мн.др., представить бессмертные образы дочери Царя птиц — девушки-лебедя Хо-май, крылатого коня Акбузат и Урал-ба-тыра, побеждающего змей — символы торжества Света над Тьмой, Добра над Злом — и сразу понимаешь, какой неповторимый облик, самобытность придали бы герои башкирских сказок нашей столице!

Каждый раз, когда я бываю в Казани, радуюсь изменениям в градостроительстве, где огромное внимание уделяют национальному колориту. Именно национальный колорит отличает одну столицу от другой — Баку, Ташкент, Алма-аты, Астана. Особенно меня впечатлил Театр кукол «Экият». В такое здание хочется ходить не только каждый месяц — каждый день! Театр манит всех, прежде всего, своей необычной архитектурой, исполненной в духе восточных преданий и татарских сказок.

Наш Башкирский кукольный театр тоже ожидает большая реконструкция. Проект нового здания театра, разработанный молодыми архитекторами по произведению П. Ершова «Конек-Горбунок», воссоздаст образ Чудо-Юдо-Рыба-Кита, на спине которого будет находиться целый городок. А впереди будет двигаться парусник.

Конечно же, в нашей стране нет никого, кто бы не знал знаменитого Конь-ка-Горбунка и не читал бы в детстве Ершова. Это величайшее произведение детской классики. Но неужели для театра, где первым в названии идет слово «Башкирский», не нашлось ни одного другого проекта, который смог бы раскрыть мир башкирских сказок и преданий? Неужели наши молодые архитекторы так мало интересуются фольклором нашего народа, что не смогли предложить интересный проект по тому же эпосу «Урал-батыр» с Царством птиц, с Солнцем и Луной и их дочерьми — Хомай и Айсылу, с волшебным озером, где плавает серебряная уточка и многими другими образами, которыми восхищается весь мир? Или же воссоздать подводное царство отца Хыухылыу? Пространства для фантазий больше чем достаточно. Ведь нельзя забывать, что Уфа — это столица самобытного древнего края, воспетого в произведениях Аксакова, Толстого, Бажова. Неужели мы упустим возможность воспеть нашу самобытность и тем самым лишим нашу столицу возможности выстроить поистине уникальный, ни на что не похожий театр, который, как в Казани, уже издали привлекал бы взоры горожан и туристов?..

И опять я вернулась к своему любимому Кукольному. Кукольному, где работал уважаемый мною Владимир Штейн, благодаря которому этот театр стал знаменит на весь Союз. Кстати, именно он впервые прославил на сцене наш эпос «Урал-ба-тыр» в инсценировке Г. Шафикова. Этому театру отдал всего себя мой коллега, педагог Павел Мельниченко. И здесь уместно вспомнить, что знаменитый эпос «Акбу-зат» в его постановке (по инсценировке Газима Шафикова) под названием «Озеро заколдованного коня» — это тоже славная веха в истории театра и национальной драматургии.

Конечно же, хотелось бы, чтобы здания, которые воздвигаются в столице Башкортостана, отражали культуру и самобытность нашего удивительного и прекрасного края.