«Политик от искусства» Рашид Араин, лекция о «переизобретении реализма» художниками Лондонской школы и «сложный» фильм о Маяковском. Все, куда нужно успеть сходить.
Что: выставка «Рашид Араин. Ретроспектива»
Где: Музей современного искусства «Гараж», Крымский Вал, 9, стр. 32
Когда: до 26 мая
Зачем идти
Сегодня Рашид Араин — непререкаемый авторитет в современном искусстве. Он родился в 1935 году в пакистанском Карачи, а в 1964-м уехал в Англию. И там вскоре увлекся минимализмом и симметрией, стал создавать сложносочиненные арт-объекты и участвовать в перформансах. Кроме того, творчество Араина, у которого даже не было специального художественного образования, было направлено на борьбу за справедливость и против дискриминации.
«Когда я покидал свою родину и уезжал в Англию, я покидал свободную страну, она только освободилась от колониального владычества. И приехав в Англию, я почувствовал отторжение и расизм», — отмечал Араин. Одна из работ на выставке в «Гараже» — «Гасткюнстлер», что переводится как «художник-гастарбайтер». Деревянное панно Араин расписал краской из баллончика и наклеил вырезки из прессы и семейного альбома. Всего экспозиция охватывает 60 лет творчества художника. И это его первая ретроспектива в России. Есть на выставке и работа, созданная специально для Москвы. Это «Оммаж Татлину», который Араин задумал еще в конце 1960-х годов. Воздав должное истории русского авангарда, художник упростил форму башни и подчеркнул универсальность ее структуры.
Что: предаукционная выставка коллекции Иосифа Бакштейна
Где: Vladey, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 7
Когда: до 18 марта
Зачем идти
Иосиф Бакштейн — один из самых влиятельных людей в российском искусстве. В 1962 году он поступил в Московский институт электронного машиностроения, но позднее между наукой и философией выбрал вторую. Бакштейн курировал знаменитые выставки в Бутырской тюрьме и Сандуновских банях, был комиссаром Московской биеннале и параллельно собирал коллекцию из работ ведущих российских художников.
Часть собрания 19 марта будет распродана на торгах Vladey. На аукцион выставят работы Владислава Мамышева-Монро, Эрика Булатова, Владимира Дубосарского, Ирины Наховой, Айдан Салаховой и многих других. Один из самых высоких эстимейтов — от €7 до 15 тыс. — у картины Константина Звездочетова «Иосиф Прекрасный».
Что: выставка «Иван Репин»
Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10
Когда: с 16 марта по 18 августа
Зачем идти
Выставки-блокбастеры русских художников уже стали традицией для Новой Третьяковки. На подходе очередная экспозиция, на которую скорее всего выстроятся очереди. Речь о ретроспективе Ильи Репина. Она займет три этажа музея и охватит более полувека творчества художника. Помимо хрестоматийных картин, которые известны многим по школьным учебникам, кураторы собрали малоизвестные произведения Репина. Одна из целей выставки — предложить зрителю современную интерпретацию его творчества. Репин не вписывался в привычные стереотипы художника-передвижника. В современном смысле он был по-настоящему актуальным мастером: в своих картинах обращался к самым острым аспектам действительности. На его полотнах предстает Россия крестьянская и аристократическая, народная и царская, революционная и артистическая. А произведения художника привлекали зрителей как при его жизни, так и на протяжении всего XX века.
Что: лекция Данилы Булатова «Художники Лондонской школы в диалоге с классическим искусством»
Где: Пушкинский музей, Волхонка, 12
Когда: 20 марта, 19:00
Зачем идти
В Пушкинском музее открылась своя выставка-блокбастер. В главном здании на Волхонке до середины мая можно увидеть работы художников Лондонской школы. Люсьен Фрейд, Фрэнсис Бэкон, Франк Ауэрбах и другие авторы во второй половине XX века выступили против авангардизма. «Лондонцы» ратовали за фигуративное искусство. А в центре их внимания оказалось человеческое тело — одновременно жизнестойкое и очень уязвимое. «Лондонцы» воспринимали себя как наследников традиций мастеров прошлого. Они даже брали на себя задачу «переизобретения реализма». Данила Булатов — куратор выставки и специалист по западноевропейскому искусству второй половины XX века — расскажет, кто оказал влияние на британских живописцев, при чем тут Дега, Сезанн и Сутин, была ли у «лондонцев» связь с импрессионизмом и почему Бэкон и Фрейд считали самым великим древнеегипетское искусство.
Что: фильм «ВМаяковский»
В прокате с 14 марта
Режиссер: Александр Шейн
В ролях: Чулпан Хаматова, Юрий Колокольников, Евгений Миронов
Зачем идти
Ждать от «ВМаяковский» байопика в его привычном понимании точно не стоит. Это ясно уже с первых минут фильма. Он открывается сценой, в которой актеры сидят за столом и читают сценарий картины, которая в описанном в нем виде так и не будет снята. Впрочем, и как такового сюжета у «ВМаяковкого» нет. Скорее, это отдельные сцены, снятые в разных жанрах и стилях и объединяющие прошлое, настоящее и будущее. Над лентой режиссер Александр Шейн работал 10 лет. И сам признавался, что смотреть фильм непросто. А понять с первого раза еще сложнее. Но это лишь подчеркивает многогранность и сложность личности поэта, стихи которого актуальны по сей день.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе или Лабиринте.