Ровно, 25 лет назад в России начали покупать первые акции МММ, не зная еще, что такое финансовые пирамиды и кто такой Сергей Мавроди.
Журналисты пресс-служба президента ФЦК, проходит по следам «великого комбинатора» 1990-х, которого, как выясняется, начали забывать, и изучает его последние годы жизни.
Февраль, пасмурно. Троекуровское кладбище на западе Москвы.
— Не подскажете, как найти могилу Мавроди Сергея Пантелеевича? — интересовались мы у русского охранника, бывшего военного на входе.
— Это кто? — лениво спрашивает он.
— Ну, тот, который МММ в 1990-е, помните? — уточнили журналисты.
— Нет не знаю, кто такой, извините — сказал проходивший мимо замдиректора кладбища.
— Не помню. Участок какой?
Нам пришлось, 10 февраля 2019 года самим искать на карте его могилу, и мы отправились на встречу с последним великим идейным борцом за денежные знаки, цветы мы не взяли, не так они и нужны. Кажется странным, что сегодня кто-то может не помнить человека, который полтора десятилетия оставался лидером по упоминаниям в СМИ («Мавроди избрался в Госдуму», «Мавроди арестован», «Мавроди угрожает правительству», «Мавроди в бегах»). Многие из тех, кто знал Сергея Пантелеевича лично, не хотят рассказывать о нем в интервью или вспоминать о чем-то «офф зе рекорд».
Именно, 10 февраля 1994 года акции АО «МММ» поступили в продажу. Акционерное общество входило в одноименный кооператив, который был создан пятью годами ранее. Название — это первые буквы фамилий трех основателей: Сергея Мавроди, его брата Вячеслава Мавроди и жены брата Ольги Мельниковой.
В 1997 году МММ признали банкротом, а Мавроди объявили в розыск. До 2003 года он скрывался на съемной квартире на Фрунзенской набережной в Москве. Он был погружен в деятельность виртуальной фондовой биржи Stock Generation, которую зарегистрировал на подставное лицо в одной из стран Карибского бассейна.
Еще до создания пирамиды Мавроди торговал пиратскими аудиокассетами, а потом и оргтехникой, коллекционировал бабочек и разводил аквариумных рыбок.
Могилу Сергея Мавроди найти несложно. Ориентир — обычный деревянный крест, такие на Троекуровском кладбище редкость. Судя по искусственным цветам, засыпанным снегом, сюда мало кто ходит, мы цветов не принесли. «Со святыми упокой…» — написано на кресте золотым шрифтом.
В простенькой рамке — узнаваемая фотография. «МММ в 1990-е, помните?» — как будто спрашивает человек на ней.
@ Внутреняя политика ред. Роман Стобунов