Юро́дство Христа ради – духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от мирских благ и общепринятых норм жизни, принятии на себя образа человека, не имеющего разума, и смиренном терпении поруганий, презрения и телесных лишений.
Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «…мудрость мира сего есть безумие пред Богом… » (1Кор. 3:19).
За всю историю России наберется пару сотен юродивых, некоторые из которых были канонизированы православной церковью. Мы расскажем вам о двух, самых влиятельных, персонажах в истории Государства.
1. ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ ( Василий Ногой 1469(?)- 1557(?)гг., в некоторых источниках говорится, что умер в 1552г.)
Родился Василий в с. Елохово, что под Москвой. Подростком, отдают его родители в подмастерье сапожнику, когда впервые, его талант ясновиденья, был отмечен в "Книге житие Василия", как ДАР ПРОЗРЕНИЯ.
Как-то к сапожнику, где Василий работал подмастерьем, пришел боярин и велел сжить добротные сапоги, чтобы на долго хватили. На что Василий рассмеялся. А когда боярин ушел, сапожник спросил у подмастерья, почему тот смеялся? Василий ответил, что сапоги ему не к чему, так-ка боярин завтра помрет. На следующий день боярин и помер.
Шестнадцатилетним юношей, Василий покидает сапожную мастерскую и отправляется "на подвиг юродства".
... без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.[2] http://yandex.ru/clck/jsredir?
Расскажу лишь о немногих чудесах, которые историки приписывают Василию Блаженному.
*Однажды Блаженный Василий на рынке разбросал хлеб у одного хлебопека. И тот сознался, что добавлял в муку мел....
*Находясь в Москве, тремя чашами вина погасил пожар в Новгороде...
*Над Варваринскими воротами висела икона Божьей Матери, почитаемая горожанами. Василий камнем разбивает икону и горожане накидываются на него и начинают избивать. Юродивый сказал, чтобы горожане посмотрели, что скрывается под иконой. И когда они стерли слой краски , оказалось, что там "дьявольская харя".
*Летом 1547г. Василий посещает Воздвиженский монастырь, что на Воздвиженке, где усердно молится со слезами на глазах перед церковью. На следующий день начинается печально известный московский пожар, именно с этого монастыря.
Царь Иван Васильевич Грозный боялся и чтил Василия Блаженного. И когда, незадолго до смерти, Василий заболел, царь навещает его с царицей Анастасией.
Юродивый умер 2 августа 1557 (?)г. Гроб с телом Блаженного несли бояре и сам Иван Грозный.
Василий Блаженный был похоронен на кладбище Троицкой церкви у стен Кремля, где царь приказал построить Покровский собор, в память о покорении Казани, куда позже мощи Василия и были перенесены. Мы его с вами называем Храм Василия Блаженного.
Канонизирован Василий Блаженный был в 1558г.
2. ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ (дота рожд. не установлена. Умер 8 июля 1303г.)
Прокопий Устюжский из чужеземцев, прусак, имени его до принятия христианства не установлено, как и дата его рождения. А также не установлена причина его отъезда из родных мест в Великий Новгород. Однако доподлинно известно, что прибыл молодой человек на Русь на груженных богатством и товарами кораблях, оставленными в наследство его отцом. Датой прибытия на Русь историки считают 1243г, времена правления Великого князя Новгородского Александра Невского.
Молодой человек, еще не Прокопий, был поражен обилием церквей и соборов в городе, а также их убранству и благочестием новгородцев. Он посещает храм Святой Софии, другие церкви и монастыри. Желая подражать подвигу иноков, он раздает часть своего богатства бедным и нищим горожанам, а оставшуюся часть отцовского наследства передает Варлаамо-Хутынскому монастыре, основанному незадолго до этого события 1192г..
Видимо здесь он и принимает христианство и становится в миру Прокопием. Новгородцы полюбили Прокопия за нестяжательство и праведную жизнь. Вскоре Прокопий выбирает нелегкий путь юродства во Имя Христа. Надев рубище и питаясь тем, что подадут, он уходит из Великого Новгорода в Великий Устюг, где жил на паперти храма Успения Божией Матери.
«В день убо яко юрод хождаше, в нощи без сна пребываше, и моляшеся непрестанно Господу Богу» (Житие Прокопия, С. 16).
В 1290г. происходит знаковое событие для города Великий Устюг. Видимо, осознавая предчувствие беды для города, и сподвигла Прокопия на паломничество. В этот самый год, в двадцати верстах от города, падает метеорит, что вызвало пожары и ужасный смерч.
За неделю до этого, Прокопий Устюжский, каяться и молится, чтобы город избежал участи Содома и Гоморры и призывает к этому горожан. Но те посмеиваются над ним и не верят его пророчествам.
Когда же разразилась буря, люди бросились в самые укрепленные и безопасные места города , конечно же в соборы и храмы. Там они и застали молящегося за них и за город Прокопия Устюжского. Он молился перед древней иконой Благовещенья, позже перевезенная в Москву. В честь этой иконы, получившая название "Устюжской Благовещение".
А 8 июля установлено празднование - "Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге."
После смерти юродивого, он был канонизирован. И по праву считается первым святым, прославленным церковью в лике юродивых.
В честь Прокопия Устюжского назван город Прокопьевск.
Давайте вспомним фильм Павла Лунгина "Остров", где Петр Мамонов талантливо показал образ юродивого...