Найти в Дзене

Royal в кустах: самолеты королевских авиалиний

В моей коллекции авиационных инструкций есть несколько особенных экземпляров. На них нарисованы короны различных действующих монархий - европейских, африканских и азиатских. Вот он какой, королевский воздушный флот.

Авиакомпании KLM - сто лет в обед.
Авиакомпании KLM - сто лет в обед.

Старейшая гражданская авиакомпания Европы в этом году отмечает столетний юбилей. Она известна как KLM Royal Dutch Airlines. И в этой конструкции KLM - не просто набор букв, идущих друг за другом в алфавите. Это сокращение от Koninklijke Luchtvaart Maatschappij, что в переводе с голландского означает Королевская авиакомпания. На логотипе изображена корона и многие недоумевают - а почему на ней какие-то белые шарики?! Но если показать эту корону в реальности, все сразу становится понятным.

А вот и белые шарики, да.
А вот и белые шарики, да.

В 2004 году KLM слились с Air France - так проще нести финансовое бремя, - но каждая авиакомпания летает под собственным именем. У голландцев 119 самолетов, причем большинству присвоены собственные имена.

А кроме гражданских авиалиний в Нидерландах существуют еще и военно-воздушные силы. Так вот у них тоже есть инструкции по безопасности. Не в истребителях, конечно, вот эта - от летающего танкера McDonnell Douglas KDC-10, который используют для дозаправки в воздухе. Один из таких заправщиков носит имя "Принц Бернард". Назван в честь мужа королевы Юлианны, который в молодости был заядлым авиатором.

Vliegveiligheids - безопасность по-голландски.
Vliegveiligheids - безопасность по-голландски.

Обратите внимание на логотип: корона нарисована по-другому, не как у гражданских. А птичка, летящая под ней - орел. Иначе и быть не может. У британских ВВС (Royal Air Force) на всех эмблемах тоже присутствует эта гордая птица. Причем у 216 эскадрильи орел тащит в когтях канистру, поскольку это тоже небесные дозаправщики. Они используют Lockheed L-1011 TriStar в разных модификациях и поддерживали военные операции на Фолклендских островах и в Персидском заливе. В 2014 году эскадрилью расформировали, но инструкции я успел добыть.

На всех инструкциях Royal Air Force - корона Британской империи. А в гражданской авиации ее изображение совсем не используют.
На всех инструкциях Royal Air Force - корона Британской империи. А в гражданской авиации ее изображение совсем не используют.

Испания - тоже монархия. Изображение короны появилось на логотипе Iberia еще в 1928 году. Частная авиакомпания занималась перевозкой почты из Мадрида в Барселону (и обратно). Какой-то супер-важный документ привезли в рекордно-короткий срок, и за это король Альфонсо XIII лично пожаловал авиаторам право называться "королевскими перевозчиками почты". С таком поддержкой было куда проще встать на ноги и вскоре удалось прикупить новые самолеты и начать расширение. Впоследствии весь флот национализировал диктатор Франко и авиакомпания стала главным перевозчиком пассажиров на Пиренеях. А в 2013 году Iberia провела ребрендинг и стерла корону с логотипа и с хвостов всех своих 85 самолетов. Так что коронованные инструкции теперь тоже большая редкость.

А фирменные цвета авиакомпании слизаны с испанского флага.
А фирменные цвета авиакомпании слизаны с испанского флага.

В Марокко тоже правит королевская династия, сейчас у власти Мухаммед Шестой. Его дед Мухаммед Пятый в 1953 году был свергнут французами и отправлен в ссылку на Мадагаскар. Французы тут же занялись реформами, в частности, собрали все частные авиакомпании, у которых было по одному самолетику, и создали Compagnie Nationale de Transports Aériens для перевозки пассажиров. Еще и подкинули пять дополнительных DC-3, от щедрот. Но! Пару лет спустя поднялась буча, марокканцам надоело, что французы указывают им как жить. Они прогнали европейцев и вернули короля из ссылки. Чтобы тот указывал им, как жить. Разумеется, Мухаммед Пятый тут же начал избавляться от французских названий и велел переименовать главную авиакомпанию страны в Royal Air Maroc. Сейчас у них сейчас 55 самолетов и они летают куда укажет король.

Royal - он и в Африке royal.
Royal - он и в Африке royal.

Король Иордании Хусейн в декабре 1963 года купил два самолета британских Handley Page Dart Herald и повелел создать авиакомпанию. Назвал ее Alia в честь своей старшей дочери, принцессы Алии. Но самое удивительное, что в 1972 году король женился на красавице из пиар-службы этой же авиакомпании, которую тоже звали Алия. А самое грустное, что королева Алия погибла в 1977 году в авиакатастрофе. Такие вот неожиданные совпадения. Официальное название Royal Jordanian появилось только в 1986 году. Сейчас они используют около 30 самолетов, которые летают по всему миру. У меня в коллекции их инструкция от Embraer-175.

Иорданская авиакомпания работает под девизом: "Искусство полета".
Иорданская авиакомпания работает под девизом: "Искусство полета".

Гражданский флот султана Брунея насчитывает больше 20 самолетов. Авиакомпания полностью принадлежит монарху и правительству страны. Полное название - Royal Brunei Airlines Sdn Bhd. Основали ее в 1974 году, когда Султан Хаджи Хассанал Болкиах Муизз уд-Дин Ваддаулахибни аль-Мархум Султан Хаджи Омар Али Саиф уд-Дин Саад уль-Хаир уа уд-Дин (да, это его полное имя) ненадолго отвлекся от собирания коллекции автомобилей и решил собирать самолеты. А пять лет спустя султан летел в Сингапур на борту своей же авиакомпании и влюбился в стюардессу Мариам Абдул Азиз, которая впоследствии стала его женой на долгие 24 года.

Инструкция по безопасности авиакомпании Royal Brunei.
Инструкция по безопасности авиакомпании Royal Brunei.

На логотипе авиакомпании - герб Брунея. Там изображены полумесяц, руки, крылья, священные цветы... А короны нет. Ее в Брунее как таковой и нет. Есть махкота - золотая шапка султана. Надевается только на коронации, хранится в сокровищнице, вдали от туристических глаз. Поэтому и фотографии ее - большая редкость. Но они есть, так что можете полюбоваться.

Макхота султана Брунея.
Макхота султана Брунея.

Подписывайтесь на канал, друзья!