Как Менделеев воевал с привидениями
Дмитрий Менделеев считал, что мистицизм лишает людей здравого смысла
Во второй половине XIX века Россия вслед за Европой и США помешалась на привидениях. Вызов духов на дом — или попросту спиритизм — считался прекрасным планом на вечер. Особой популярностью в Петербурге и Москве пользовался призрак Александра Пушкина. Чтобы пообщаться с ним и другими мертвецами, любители потустороннего садились за стол, брались за руки и с помощью более-менее умелого медиума вызывали нужного духа из небытия. И кто его знает, к чему привело бы это массовое помешательство, если бы химик Дмитрий Менделеев не положил ему конец, доказав, что спиритизм — это суеверие.
Вороватое привидение
Души умерших не перестают существовать, а потому их можно вызвать с того света. Так считали поклонники спиритизма. А еще они всерьез предлагали поставить духов на службу человечеству: например, с их помощью организовать постоянную «телеграфную» связь с Америкой. Послания должны были передавать именно привидения. А чтобы научиться управлять ими, требовали ввести курс спиритизма в институтскую программу.
Как ни странно, но в подобную чушь верили даже известные ученые вроде профессора-химика Александра Бутлерова и зоолога Николая Вагнера. Первый так и вовсе был признанным вожаком питерских спиритов. Он приглашал в Петербург зарубежных медиумов, селил в собственной квартире и пропагандировал их «опыты» среди коллег-ученых. Те в большинстве своем вежливо выслушивали Бутлерова (он все-таки был создателем теории химического строения органических веществ, и просто так отмахнуться от него было как-то неудобно), а потом старались забыть чудака. Все изменилось в конце 1874 года, когда в Петербург приехал известный в Европе медиум француз Бредиф.
Бутлеров, конечно, заманил приезжую знаменитость к себе домой на сеанс. И там медиум принялся творить чудеса: он вызвал с того света дух некой покойной китаянки Жеке, причем присутствующие смогли даже пощупать вполне материальную руку призрака, которая по воле француза в нужный момент появлялась за специальной занавеской. Свидетелем этого «чуда» был и Николай Вагнер. С полного одобрения Бутлерова он написал в журнал «Вестник Европы» восторженный репортаж о произошедшем. Особенно волнительно Николай Петрович описывал момент, когда он сам решился пожать руку призраку и почувствовал, как она пытается снять с его пальца кольцо. Статья взорвала Петербург, но особенно взбесила химика Дмитрия Менделеева. Тот терпеть не мог суеверий, тем более когда они подогревались уважаемыми профессорами (Вагнер, например, был первооткрывателем педогенеза — бесполого размножения у некоторых насекомых). В мае 1875 года Менделеев предложил создать специальную комиссию по изучению спиритизма. «Занятия столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, вызовом человеческих фигур посредством медиумов грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого смысла на предметы и усилит суеверие», — заявил Дмитрий Иванович.
Комиссию создали, в нее вошли 12 членов, один другого ученее. В их числе, например, были специалист по электричеству, профессор Санкт-Петербургского университета Иван Боргман, профессор физики Технологического института Николай Гезехус, автор учебников по алгебре и космографии, профессор Инженерного училища, Горной и Морской академий Константин Краевич. По предложению Менделеева они заключили с Бутлеровым, Вагнером и еще одним видным спиритом, философом и публицистом Александром Аксаковым, соглашение: последние должны были привести в Петербург известных медиумов, а ученые мужи из комиссии попытаются вывести их на чистую воду. А если это не получится, публично признают свое поражение.
«Не трогайте мою веру»
Попытки Мендлеева разобраться со спиритизмом привлекли внимание публики. Причем многие считали, что знаменитый химик, нападая на медиумов, категорически не прав. Среди писем, которые Дмитрию Ивановичу слали его противники, сохранилось послание некоего отца Иоанна. Православный священник, который должен был бы критиковать общение с духами, писал: «Как бы Вы ни опровергали спиритические явления, господин Менделеев, я все равно буду в них верить, ибо святые Божии человека учили в древние времена, что души умерших людей приходят с того света к боголюбцам и духознатцам. Не трогайте мою веру!».
Мошенники из Англии
Для начала противоборствующие стороны договорились о терминологии. Команда спиритов сообщила, что под «медиумическими явлениями» они понимают не только вызов духов и общение с ними, но еще и движение неодушевленных тел без прикосновений к ним, появление в воздухе частей тела и прочие чудеса. После этого комиссии представили первых экзаменуемых — братьев Петти из Англии.
Они владели искусством создания из ничего «волшебных» капель жидкости. На стол перед медиумами клали листок бумаги (или закрепляли его невысоко над их головами). После непродолжительного, но глубокого транса на поверхности бумаги появлялись мокрые следы от воды или чего-то похожего на нее. Братья согласились продемонстрировать свое умение, но только в полной темноте. Ученые из комиссии потом исследовали состав капель и оказалось, что это… следы слюны. Медиумы попросту плевали в темноте на бумагу, выдавая это за чудо. Когда им завязывали рты платками, никаких капель уже не появлялось… Этот провал не деморализовал братьев Петти. Один из них, Джон, решился показать свой главный номер: проникновение вместе со стулом сквозь занавеску. Об этом шоу потом вспоминала дочь Менделеева Ольга: «В комнате, где проходил сеанс, было темно, играл орган, приобретенный для этого по требованию медиума. Медиум, сидевший со связанными руками и привязанный к стулу, должен был очутиться в алькове, затянутом от потолка до полу материей, прибитой по краям гвоздями. В этой темноте и сравнительной тишине отцу послышался подозрительный шорох и звук распарываемой ножом материи. Недолго думая Дм. Ив. зажег спичку, и все увидели медиума, находившегося уже в алькове вместе со стулом и преспокойно зашивающего материю по шву. Конечно, произошло смятение среди увлеченных спиритизмом и обморок медиума».
В итоге братьев Петти единогласно признали мошенниками.
Пушкин, уйди!
Во второй половине XIX века многие спириты стремились вызвать дух Александра Пушкина. Особенно старался его московский друг Павел Нащокин. Поэт и историк Николай Берг вспоминал слова самого Нащокина: «Мы беседовали с духами посредством столиков и тарелок, с укрепленными в них карандашами… На вопрос: «Кто пишет?» было обыкновенно отвечаемо: «Дух такого-то» — большею частию наших умерших знакомых, известных в обществе. Довольно часто писали Пушкин, Брюллов». Причем первый даже якобы надиктовывал присутствующим стихи, сочиненные им на том свете. Опыты прекратились после того, как Нащокин будто бы встретил поздней ночью дух Пушкина в полушубке. Он так испугался призрака, что сжег все записи с сеансов (не пощадил даже стихов Александра Сергеевича), отслужил в доме молебен и забыл о спиритизме».
Мадам провалила экзамен
Следующей экзамен стала держать некая мадам Клайер, которая общалась с духами посредством столоверчения. Англичанка некоторое время назад получила богатое наследство, отошла от публичных показов и прибыла в Петербург, только чтобы утереть комиссии нос.
К ее приезду ученые тщательно подготовились. Они заказали три стола: первый круглой формы, который обычно и использовали при спиритических сеансах, второй со столешницей, не имеющей свесов, зато с особыми ножками, расходящимися под большим углом (чтобы медиум не мог незаметно руками и ногами раскачивать стол), а третий с вмонтированными в него манометрами, которые могли «зарегистрировать» любое физическое давление на столешницу. Был еще прибор для улавливания стуков и звуков. И вот 13 февраля 1876 года в доме Аксакова мадам Клайер приступила к демонстрации своих способностей. Среди зрителей, кстати, были писатели Федор Достоевский и Николай Лесков. С первым, обычным столом проблем не возникло: предмет мебели активно дергался и прыгал. Только один раз кто-то из членов комиссии заметил, как госпожа Клайер быстро засунула ступню под ножку стола. Но сама медиум это отрицала. А вот дальше пошло труднее: англичанка категорически не хотела садиться за манометрический стол, а когда все-таки ее удалось уговорить, «не было замечено ни качания, ни поднятия этого стола». После этого Клайер наотрез отказалась участвовать в остальных проверках, решив провести оставшиеся в Петербурге дни, разъезжая по ресторанам. А комиссия тем временем выдала свое резюме: «…спиритические явления происходят от бессознательных движений или от сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». А председатель комиссии, известный физик Федор Петрушевский, приписал: «…я не мог бы еще раз приступить к занятиям такого рода без чувства отвращения и даже унижения».
По итогам работы комиссии Дмитрий Менделеев провел несколько лекций, рассказывая всем желающим о медиумах-обманщиках, а потом издал книгу «Материалы для суждения о спиритизме». Собранные деньги пошли на помощь нуждающимся ученым и литераторам, а еще — на изучение метеорологических явлений верхних слоев атмосферы. После всей этой истории знаменитый химик написал сыну Ивану: «Наше расследование, как его ни ругали, произвело в обществе решительное впечатление. С тех пор спиритизм как рукой сняло».
Армия знаменитых поклонников
В числе поклонников спиритизма были декабрист Федор Глинка, лексикограф Владимир Даль. Сеансами «магии» интересовались Федор Достоевский, французский император Наполеон III и его супруга Евгения, кайзер Германии Вильгельм I, российский император Александр II.
Автор текста: Катерина Кузнецова