Найти в Дзене

О чем молчит баба Вера

В феврале в нашей газете вышла серия публикаций, посвященных объединению Торжка и Торжокского района. Сначала мы объяснили, почему часть активных граждан, региональная власть, люди, сведущие в экономике, да и мы, журналисты, так ратуют за этот процесс. Затем мы попытались разобраться, почему в ряде сельских поселений Торжокского района главы с депутатами встали на дыбы и бросили все силы на саботаж процесса объединения. Взяв для примера Мошковское сельское поселение, где с далеких брежневских времен во власти обитает вечная баба Вера, мы на двух пальцах показали, где зарыта собака. После объединения поселковые чиновники с депутатами потеряют всякий доступ к бюджетным деньгам и уж, конечно, больше не смогут «навариваться» на программе поддержки местных инициатив, покосах травы вокруг администрации и прочих «благоустройствах». Вот за что сейчас ломаются копья! Вот ради чего отдельные напуганные чиновники с депутатами вдруг резко подорвались и обходят дома граждан с какими-то петициями и

В феврале в нашей газете вышла серия публикаций, посвященных объединению Торжка и Торжокского района. Сначала мы объяснили, почему часть активных граждан, региональная власть, люди, сведущие в экономике, да и мы, журналисты, так ратуют за этот процесс. Затем мы попытались разобраться, почему в ряде сельских поселений Торжокского района главы с депутатами встали на дыбы и бросили все силы на саботаж процесса объединения. Взяв для примера Мошковское сельское поселение, где с далеких брежневских времен во власти обитает вечная баба Вера, мы на двух пальцах показали, где зарыта собака. После объединения поселковые чиновники с депутатами потеряют всякий доступ к бюджетным деньгам и уж, конечно, больше не смогут «навариваться» на программе поддержки местных инициатив, покосах травы вокруг администрации и прочих «благоустройствах». Вот за что сейчас ломаются копья! Вот ради чего отдельные напуганные чиновники с депутатами вдруг резко подорвались и обходят дома граждан с какими-то петициями и обращениями в руках, уговаривая поставить подпись! Ситуация выглядит сверхцинично: в отличие от граждан, поселковые чиновники в курсе – осенью в бюджете Торжокского района появится большая дыра, и субсидии для поселений закончатся. Придется идти на поклон к той же администрации Торжка и к областному руководству: уместно ли в таком случае торпедирование региональных решений, которое устраивают сейчас бьющиеся за личные кошельки с должностями главы? Что это, если не настоящая подстава для своих же поселений и своих же сограждан?

Миссис «нет»

Итак, наши статьи вышли. Мы получили много отзывов и вопросов, причем не только от читателей. Героиня публикации, глава Мошковского сельского поселения Маркова, вышла в социальные сети и под рукоплескания фейков выступила с заявлением. Никаких ответов на заданные нами вопросы в нем, увы, не прозвучало. Все, что мы услышали по большому счету от «бабы Веры» — это уверения в духе «невиноватая я». Хотя в своих публикациях мы уже десятки раз ответили на все те вопросы, которые риторически она задает, отвечали профильные министры регионального правительства и сам губернатор. Нам же всем, включая население, просто предложили в это поверить!

Установить истину можно было только одним способом – выехав на место, увидев все своими глазами и пообщавшись с людьми. Именно так мы и поступили накануне праздников.

Увы, прибыв в Мошковское сельское поселение, мы увидели ровно то, что ожидали. Давно ушли в прошлое времена, когда в поселении работали крупные совхозы, а половина местных мужиков работали на так называемой «Сельхозтехнике». Совхозы развалились еще с приходом перестройки, а сельхозтехника была разорена. Трактора и машины растащены на запчасти, часть техники просто сгнила. Бывшие поля заросли бурьяном. Повсюду – следы панического бегства населения из умирающего края: избы с выбитыми окнами, брошенные коровники, упавшие заборы… Развал, разорение и безнадега: вот что мы увидели, прокатившись по Мошковскому сельскому поселению. Г-жа Маркова, не это ли и есть результат вашего сорокалетнего обитания в поселковой администрации?

Вот только не надо опять махать, как флагом, уборкой дорог, и вешать себе за это какие-то ордена на грудь. Г-жа Маркова, дорогая вы наша баба Вера, уборка дорог – это не милость, которую вы, царственная чиновница, даруете населению, это ваша прямая обязанность, на которую выделяются крупные суммы из бюджетов всех уровней! К тому же наше издание разоблачило не один десяток чиновников, нагревших на этих уборках руки. Не стыдно ли вам вообще хвастаться такими вещами? И на надо делать вид, что вы не поняли наших вопросов. Уж вам-то, человеку, просидевшему всю жизнь во власти, прекрасно известно: задача главы поселения не только пить чай с баранками. У поселковой власти есть и возможности, и полномочия искать инвесторов, строить свои стратегии развития, биться во все двери, вступая в программы. Мы знаем такие сельские поселения в Тверской области, где вменяемые главы смогли подтянуть и крупных сельхозпроизводителей, предоставив им все условия и площадки, и целые фестивали с туристами (а это деньги, развитие малого бизнеса, работа для населения). Вам же, баба Вера, бог послал федеральную трассу, Пушкинское кольцо, крупный туристический город Торжок под боком и областную команду, которая поддерживает любые попытки на местах реализовать хоть какой-то туристический проект. Пока вы годами, да нет – десятилетиями! – сидели ровно на пятой точке, играя в царицу, мимо вашего носа проплыли десятки инвестпроектов: но вы не ударили палец о палец и бездарно все это упустили. Более того: говорят, вы до того амбициозны и упрямы, что из чистой вредности (а как иначе еще можно объяснить такие поступки?) не раз отказывали коммерсантам, которые пытались взять заросшие участки под строительство и бизнес. И вы еще смеете рассуждать про какое-то развитие и топать ножкой, требуя отменить объединение, потому что «никому не верите и ни в чем не уверены»? Но, г-жа Маркова, спуститесь на грешную землю, послушайте, что о вас думают и говорят ваши же односельчане. Да вы достали людей за десятилетия так, что многие готовы хоть сейчас сбежать из Мошков – просто некуда!

Район в заложниках

В отличие от вас, любящей разговаривать с населением в приказном тоне, мы в ходе командировки выслушали немало людей. Уверяем: больше, чем к вам и к районным чиновникам, с которыми, по мнению граждан, вы до сих пор работаете в одной связке, претензий нет ни к кому. Жителей Мошковского сельского поселения достало, что с них постоянно, ничего при этом не объясняя и не отчитываясь, собирают деньги на ППМИ: суммы в итоге набегают крупные, а объекты строятся копеечные! Люди подозревают, что часть денег попросту крадется, а цены в ходе реализации программ завышаются неспроста: кто в доле, баба Вера? Нужны примеры? Да хотя бы такой: разве может обычный столб, скажите-ка нам, стоить тридцать тысяч рублей? Но именно по таким ценам, говорят, в ходе ППМИ чуть не установили столбы в Мошковском сельском поселении. Это правда, что только когда граждане возмутились, ценник вдруг упал до четырнадцати тысяч? Но, г-жа Маркова, красная цена любому столбу – 7-8 тысяч рублей, не больше!

Отдельный разговор, говорили нам жители, о качестве построенных объектов. В качестве примера нам привели такую историю: были выделены немалые деньги на водонапорную башню. С большой помпой она была открыта: вот только на качестве водоснабжения в поселке это почему-то никак не сказалось. Специалисты утверждали: это из-за того, что работы выполнены из рук вон плохо, и до качественного водяного слоя просто не докопали, и сегодня из труб течет вонючая субстанция. Резонный вопрос: почему деньги были потрачены так бездарно?

И раз уж речь зашла про ППМИ, как не напомнить зарвавшейся чиновнице: участие в программе – вовсе не обязаловка, это дело добровольное. Кто, г-жа Маркова, дал вам моральное право заводить какие-то доски позора и вешать на них тех людей, которые по каким-то причинам не скинулись срочно на ППМИ? А что, если у человека элементарно нет денег? А что, если он не знает о сборах, потому что вы не соблаговолили об этом сказать? Ведь, говорят, с вашими досками позора вы додумались до того, что размещаете на них и священников, и уважаемых ветеранов, и любого, кто рискнул сказать вам хоть слово поперек. Так и хочется спросить: мадам, да вы в уме? Но мы же прекрасно понимаем: все эти доски позора – не что иное, как грубый способ заткнуть рты недовольным вашим «царствованием» людям.

Но у них есть множество причин для недовольства. Например, нам рассказали такую историю: местный житель как-то хотел купить брошенную избу, но в администрации ему намекнули – и не думай, в ней уже прописано пару десятков человек. Не с этими ли «резиновыми» делами связана мутная история о некоей краже в сельсовете? Мутной мы называем ее неспроста: как известно, брать в сельсовете толком нечего, кроме бумаг. Не списали ли под соусом кражи какие-то интересные документы о прописках?

А не хотите ли объяснить, почему в вашем поселении бывали случаи, когда люди по два года сидели без воды? Ведь это как раз тот случай, когда глава поселения должен вмешаться и решить вопрос.

Нам поведали и еще одну удивительную историю: о том, как вас заставляли наладить уличное освещение в одной из деревень, и как дело в итоге дошло до суда. Г-жа Маркова, скажите, это правда, что даже суд оказался для вас не указом: и решение вы выполняли хитроумно через все ту же программу ППМИ?

И у вас еще хватает совести кричать в социальных сетях о своих великих заслугах?

Но в чем они? Где они? Вы поставили шлагбаум перед инвесторами, раздавали заказы на рабочие подряды своим родным и знакомым, запугали людей позорными досками, теша амбиции, а поселение при этом деградировало и умирает! И не надо врать, что десятилетиями вас выбирает и куда-то делегирует народ: насколько нам известно, вы ни разу не избирались даже депутатом, говоря про какие-то другие серьезные баталии. Но раз речь зашла про выборы, зададим встречный вопрос: правда, что с вашей административной помощью в поселковый депутатский корпус не раз проходили случайные люди, которых толком не видели и не знали в Мошковском сельском поселении?

Баба Вера, ну так с вами и с вашими депутатами все ясно, как божий день. Конечно, вы не хотите никаких объединений: ведь это поставит крест на ваших амбициях и позорных досках, на играх с ППМИ… Кроме того, полагаем, неслучайно жителям поселения в высоких кабинетах намекнули: вы ничего не выбьете в вашей поселковой администрации, если хотите решить вопрос – идите в прокуратуру.

Баба Вера, что ж вы умолчали о главном? Ведь мы же прекрасно понимаем: власть в таких поселениях, как ваше, это не чиновники – это клан, семья, серпентарий с общими интересами! Вот кто борется с объединением! Это не люди, это вы, чиновники и депутаты!

Артисты погорелого театра

Мы не рассуждали бы так жестко об отдельных поселковых нравах в Торжокском районе, если бы наша поездка ограничилась одним Мошковским сельским поселением. Но мы побывали еще и в соседнем Тверецком поселении, где, как нас уверяли, все население в обнимку с депутатами дружно против объединения с Торжком. «В чем дело? Может быть, поселение так хорошо живет? Почему его жители наотрез отказываются от перспектив туристического развития, от возможности приобщиться к торжокскому проекту с миллиардным финансированием, почему готовы идти на конфликт с городом и регионом? Ради чего?» — задавались мы вопросом до поездки.

Но, заехав в Тверецкое сельское поселение, мы увидели до боли знакомую картину: разруха, развал, бегство молодежи, отсутствие перспектив и кучку чиновников, цепляющихся за кресла и финансовые бюджетные ручейки. И это притом, что жизнь послала Тверецкому сельскому поселению все условия для процветания: тут рукой подать до федеральной трассы, от которой идут шикарные асфальтированные подъездные пути. С такой логистикой деньги цвести должно все, от туризма до сельхозпроизводств! Но это в теории. А на практике вся экономическая жизнь в поселке под «крышей» местной власти сводится к двум вещам: рубится лес, и копается песок. Все, больше поселковое руководство ничего не волнует!

К нашему великому удивлению, поговорив с местными жителями, мы не встретили ни одного человека, кто был бы категорически против объединения. Почему же в таком случае на слушаниях звучали негативные высказывания? Граждане поясняют: до слушаний по домам прошли поселковые депутаты и провели разъяснительную беседу, рассказав, какие беды постигнут Тверецкое сельское поселение после объединения. Мало того: к ним привезли некоего человека из Удомли, который поведал ужасы из жизни своего муниципального образования. Люди, с которыми мы беседовали, были обескуражены, услышав иную информацию: никаких катастроф в Удомельском районе после объединения не произошло, жизнь идет своим чередом, а местами в гору.

Вот так: оказывается, население попросту ввели в заблуждение. И кто? Чиновники с депутатами! Люди, которые по логике вещей должны быть больше других заинтересованы в развитии территории и выстраивании отношений со всеми «этажами» исполнительной власти, занимаются откровенным саботажем!

Казалось бы, что за абсурд! Но именно с этим, судя по всему, мы и столкнулись в Торжокском районе: чиновничья цепочка, корни которой уходят в районные кабинеты, плетет хитрую политическую комбинацию. Заткнув людям рот, депутаты и чиновники в ряде поселений «включили дурака» и топят процесс объединения, сначала возбуждая граждан, а потом прикрываясь их «мнением».

Вот только люди понимают куда больше, чем говорят. Многие уже сообразили, в чем главная фишка объединения: чтобы возродить село, нужно возродить всю агропромышленную цепочку от поля до прилавка, от сельхозпредприятия в поселении до мясокомбината и супермаркета в городе. Построить эту цепочку силами одного поселения невозможно: решения должны приниматься в рамках большой территории, города и района. Точно так же невозможно развить туризм силами маленького поселения с вцепившейся в кресло главой: сработать могут только крупные проекты, более того – с областной поддержкой. И так – во всем. Вот почему столько людей поддерживает объединение.

Но условная баба Вера, которую никто никогда в истории еще не пытался подвинуть из любимого кресла, против! И будущее всего Торжокского района, в том числе тех сельских поселений, где власть ничего не саботирует и готова работать на благо жителей, под угрозой.

Так кто же прав, а кто виноват в сложившейся ситуации? Кто заслуженный, а кому пора на доску позора? Выводы делайте сами.

А мы на следующей неделе вновь выезжаем в Торжокский район: на этот раз мы хотим встретиться с вами, уважаемые читатели, и откровенно поговорить о происходящем в ваших сельских поселениях. Обязательно побываем и в Мошковском сельском поселении! Готовы ответить на любые острые вопросы, принять жалобы и предложения. До встречи!

(Продолжение следует)

Андрей ТОПОРОВ