Вера в загробную жизнь обусловлена нежеланием обрывать свой путь на самом интересном месте (а место будет интересным, так устроен человек). Дж. Казанова говорил, что смерть бессердечна и выводит из зала зрителя в разгар пьесы, бесконечно ему интересной. И можете кинуть в меня козявкой, если не согласны с этим выражением.
Немудрено что умирающий мозг испытывает сильнейший стресс в момент клинической смерти, который порождает иллюзии в виде движения по тоннелю на свет. И нет там в конце света нашего ангела-хранителя с прожектором, говорят безжалостные скептики.
С медицинской точки зрения все именно так, образы обусловлены всплесками активности в различных полушариях мозга.
Левая часть серого вещества, рациональная, провоцирует галлюцинации , ощущения воспарения над телом, отчужденность. Правая, ранимая и творческая часть нас, создает образы и звуки. В итоге складывается картинка, которую мы сами себе рисуем и начинаем в нее верить. Галлюцинации в отличие от снов не завершаются логическим выходом из сновидения, поэтому разграничить их с реальностью почти невозможно.
И что интересно, и говорит в пользу скептицизма правдивости движения по тоннелю: в зависимости от культуры и вероисповедания каждый человек, переживающий клиническую смерть, видит совершенно разные образы. Возьмем среднестатистического христианина и его представления о смерти. Он встретит в своем видении Иисуса, узрит врата, яркий свет, сочащийся из райских садов. А тот же индеец будет уверять, что его хотело забрать местное божество, обмотанное пальмовыми ветками. Страшно представить, что видят поклонники макаронного монстра...
Говорят, что дети, например, встречают своих друзей и родных в таких видениях, потому что их разум еще не забит стереотипами.
Но в таком случае странно, согласитесь, что образы так схожи: тоннель, свет и вот вот все. Почему безграничная фантазия нашего мышления не способна на что-то поинтереснее?
Здесь безжалостные деятели науки также не оставили нам шансов помечтать о загробной жизни. Они связывают идентичность образов с физическим состоянием тела в момент смерти. А именно:
- низким давлением;
- кислородным голоданием;
- выбросом химических веществ.
Расстроены? Я - очень!
Тем не менее, то, что не опровергнуто не может считаться нереальным.
С того света еще никто не возвращался, так что будем считать, что на том конце коридора слишком классно, и нет смысла идти обратно в бренный мир.