Найти тему
NovostiNK

Выступление директора Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона

Дорогие коллеги! Крайне интересно прошло вчерашнее и проходит сегодняшнее заседание Лазаревского клуба. Был, не просто затронут, но глубоко разработан ряд поставленных вопросов российско-армянского сотрудничества. На мой взгляд, первое – то, что мы, прежде всего для себя должны уяснить: дружба Армении и России – это связи народов и стран, а не политических структур, которые в той, и другой стране могут меняться, на смену им могут приходить оппозиционные силы и так далее. Главное в этих условиях осознать: с любыми силами, любыми властями, которые находятся у власти, как в России, так и в Армении должна сохраняться установка на поддержание межгосударственных отношений и военного, дипломатического, экономического, гуманитарного союза. По-моему, это ключевое положение, из которого нам надо исходить в нашей работе. Эта позиция неоднократно подчеркивалась и председателем оргкомитета Лазаревского клуба, первым заместителем Председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Константином Затулиным. Другого пути у наших стран, наших народов нет и быть не может.

Что важно развивать в экономической части деятельности Лазаревского клуба? Обращаюсь к публикациям в СМИ и многочисленным выступлениям Заслуженного строителя РФ, мецената, учредителя Института политических и социальных исследований Вардкеза Багратовича Арцруни. Большинству из вас личность Арцруни и его активность хорошо известны, но я сегодня хочу особенно подчеркнуть следующее: он неоднократно писал о том, что российскими бизнесменами получены предприятия в Армении в собственность, через передачу России в погашение государственных долгов, часть через соответствующую приватизацию и по другим причинам. Большинство этих предприятий в республике не работает. Арцруни предлагает их национализировать, с компенсацией средств, которые были затрачены на их приобретение. То есть, – речь идет о рыночном механизме отношений с собственниками. На мой взгляд, это крайне интересное предложение и почему бы не подумать над ним в ближайшем будущем, для дальнейшей работы Лазаревского клуба. Для наших экономистов, как российских, так и армянских, вовлеченных в работу клуба, а в Лазаревском клубе сейчас разрабатывается очень серьезная экономическая программа, такая задача вполне разрешима, и свои предложения на уровне общественности наших стран Лазаревский клуб мог бы делать.

На первом заседании Лазаревского клуба в Ереване я рассказывал о тех надеждах на будущее, которые есть с турецкой стороны и о том, что мешает развитию Армении. В огромной степени Армении мешает варварская блокада, которую осуществляют два турецких государства, как они себя называют (это не мой термин) – Турция и Азербайджан. Но эта блокада началась не со стороны самих турок. В своих воспоминаниях о землетрясении в декабре 1989 года в книге «Дом, который построил Вардкез Арцруни» ее автор, в те трагические дни руководивший республиканским стройкомплексом, пишет о том, в каком состоянии приходили в Армению строительные материалы и стройтехника через территорию Азербайджана в то время, когда весь Советский Союз и другие страны мира пытались восстанавливать инфраструктуру Армении. Азербайджан старался вредить самыми разными способами. Арцруни вспоминал и о лозунгах азербайджанцев, которые «поздравляли» армян с этой катастрофой и желали её продолжения, выражая таким образом «любовь» к армянам некоторых представителей азербайджанского народа.

Вспоминает Арцруни и о том, как приходили вагоны с продовольствием, которое специально выдерживалось до такой степени, чтобы оно было уже испорченным.
Он вспоминает о том, как блокировались дороги Азербайджаном, специально портилась строительная техника, которая посылалась в республику со всего Советского Союза на восстановление Армении. Да, это было, но потом к блокаде присоединилась и Турецкая Республика. Так работал лозунг «Одна нация – две страны». И в наши дни этот лозунг пытаются распространить тюркские «товарищи», прежде всего, с турецкой стороны и на другие тюркоязычные регионы.
Конфликт Гюлен – Эрдоган и гонения на Движение «Хизмет» Фетхуллаха Гюлена, конечно сказались на определенном торможении этого «тюркского проекта» – так называемого «Великого Турана». В Турции развернулась борьба с турецкими лицеями и другими учебными заведениями Фетхуллаха Гюлена. Если, например, с 2006 года и более позднего периода на закрытие турецких лицеев и других учебных заведений Гюлена, Эрдоган реагировал крайне болезненно, протестуя, требуя, чтобы мы их не закрывали, на что реакции с нашей стороны не последовало – и в Татарии, и в Башкирии мы закрыли эти учебные заведения. Правда, нужно было их не ликвидировать, а ввести в них альтернативную систему обучения, усилить там историческое направление, например. В настоящее время Эрдоган требует закрывать эти заведения по всему миру. В этих учебных заведениях осуществлялась крайне серьезная языковая подготовка учащихся и подготовка по точным наукам. Были и нюансы, конечно, когда в Киргизии и Казахстане, по утечкам Вики-ликс было обнаружено, что в этих лицеях более 120 преподавателей английского языка были агентами ЦРУ. Скандал был резонансный. Зато, какой прекрасный у них был английский язык! Как видите, работали с той стороны весьма серьезно.

Конечно, попутно встают вопросы: а кто еще в эти годы направлял на постсоветское пространство тюркскую экспансию? Только ли это турецкая инициатива? Турки выделили деньги на 26 тысяч стипендий для обучения студентов из тюркоговорящих стран и республик в турецких вузах. Этот стипендиальный фонд полностью израсходован и идет дополнительная подготовка. Как правило, это молодежь, прошедшая подготовку в турецких лицеях. Да, сейчас эти лицеи полностью закрыты в России, но их пытались возродить под вывесками «частных» школ.

Полностью были закрыты гюленовские лицеи в Азербайджане. Долго они выжидали после покушения на Алиева, когда выяснилась причастность к этому делу некоторых турецких граждан, как правило, из движения «Хизмет». Переформатировали лицеи в Казахстане, они в настоящее время называются «казахскими», хотя преподают в этих заведениях, преподаватели, которые в свое время заканчивали их.

В резиденции президента РА состоялась официальная церемония встречи президента Грузии

В резиденции Саломе Зурабишвили встретил президент Армении Армен...
В резиденции президента РА состоялась официальная церемония встречи президента Грузии В резиденции Саломе Зурабишвили встретил президент Армении Армен...

Примерно то же самое произошло в Киргизии, где власти отказались их закрывать, но сегодня эти 13 учебных заведений функционируют как «киргизские».
Плюс была еще одна волна турецкой экспансии на постсоветском пространстве – религиозная. На территории России активно работала сеть религиозной секты Нурджилар последователей мусульманского проповедника Бадиуззамана Саида Нурси. В Турции это движение «Нур», которое подвергалось ограничениям и запретам. В России деятельность этой секты запрещена и его сторонники неоднократно подвергались арестам и, как правило, во главе каждой из сект оказывался турецкий гражданин. Кто направлял эту деятельность? Как правило, движение «Хизмет», хотя господин Гюлен это категорически отрицает. Однако, насколько мне известно, адвокаты защищавшие интересы Гюлена в России занимались и делами «Нурджилар» в судах Российской Федерации. Так что всё здесь взаимосвязано.

Почему это важно для нас сейчас?

Потому что мы имеем дело с единым «тюркским миром», который пытается создавать Турецкая республика на постсоветском пространстве, включая и территорию Российской Федерации – не надо об этом забывать. Более того, благодаря хорошему финансированию, а также солидных взносам других коллег из тюркских республик, создана достаточно серьезная пропагандистская база внутри России. Мы имеем с дело сейчас и с серьезным проазербайджанским лобби в государственных структурах РФ. Об этом свидетельствует поездка делегации из Государственной Думы в Баку на антиармянское мероприятие, в основу которого положена фальсификация «геноцида» в Ходжалы. Не удивлен появлению там политолога Сергея Маркова, он координирует на деньги Баку Группу друзей Азербайджана, но чем руководствовались другие участники поездки, не понятно.

Здесь же, на территории России, функционирует масса шеркопёров и псевдонаучных лжеученых, которые пишут на заказ антиармянские статьи и книги, которые финансируются на бакинские нефтедоллары. Как сказал один из них: «А что мне в манатах получать свой гонорар?»

К сожалению, эти действия не встречают противодействия с российской стороны, хотя это явный подрыв межнационального мира в России. Судебным порядком эти действия крайне трудно пресечь. Тем не менее, армянская сторона пыталась это делать, но пока ни одного процесса не выиграла. Был применен неправильный подход и над этим тоже нужно работать.

Нет выстроенной контрпропаганды со стороны армянской диаспоры России, я уж не говорю о российских властях. Но мы имеем на территории своей страны крайне агрессивное азербайджанское лобби, опасное для развития российско-армянских отношений. Я предлагаю членам Лазаревского клуба поработать и над этой масштабной проблемой. Да, здесь предстоит много серьезной и масштабной работы, для того, чтобы постоянно разоблачать эту ложь, которая лавинами идет со стороны Азербайджана и Турции в нашу сторону. Этой пропаганде нужно давать достойный отпор.

Как видите, проблем в наших отношениях хватает. Я коснулся только двух из них, но есть и много других: вчера мы касались и железных дорог и промышленности и экономики в целом. Впрочем, транспортная блокада, то есть проблема варварской блокады есть и будет, также как и проблема антироссийских санкций. К этому мы, к сожалению должны быть готовы и с этим мы, к сожалению должны научиться жить и бороться преодолевая трудности. Альтернативные железные дороги упираются в проблему армяно-грузинских отношений, т.е. проблема «статуса» Абхазии и Южной Осетии – именно так к этому подходит грузинская сторона. Такой же проблемой остаются и отношения Армении с тюрко-мусульманскими странами. Армения уже сталкивалась с этой проблемой и при вступлении в ЕЭАС: были и требования не допускать товары из Нагорного Карабаха на рынки ЕАЭС, поддержанные именно тюркскими республиками.

Соответственно Армении следует работать над выстраиванием отношений с этими государствами, впрочем, это именно то, в чем могла бы оказывать помощь и Россия.