Нефтяные компании заявляют о «неправильной» работе демпфирующего механизма, который должен сдерживать повышение цен на топливо. Скоро заканчивается срок их договора с правительством. Что будет с ценами на АЗС после 31 марта?
По данным Росстата, за последний месяц средняя цена на бензин снизилась на 10 копеек и к 4 марта составляла 44,01 руб. за литр. Дизельное топливо за это же время подешевело на 15 копеек, до 47 руб. При этом с начала года бензин в России подорожал на 0,6%, а дизельное топливо – на 1%.
По условиям соглашения между правительством и нефтяными компаниями по сдерживанию роста цен на топливо на внутреннем российском рынке, которое заканчивается в конце марта, компании могли поднять цены на заправках в январе не более чем на 1,7% для компенсации увеличения НДС. Это может объяснить существенное повышение стоимости топлива в первый месяц года.
Однако с февраля подъем цен возможен только в пределах среднего уровня инфляции в стране. Кроме того с 1 апреля будут в полтора раза увеличены нормативы для нефтяных компаний по обязательным поставкам на внутренний рынок.
Новые способы сдерживания цен на топливо, прописанные в пакете законов о завершении налогового маневра, уже действуют с 1 января 2019 года – в частности, обратный акциз на нефть и демпфирующий механизм, который работает с экспортом нефтепродуктов.
В рамках демпфера нефтяные компании получают компенсацию за недополученную прибыль при поставках топлива на внутренний рынок, если экспорт нефтепродуктов выгоднее. Однако некоторые нефтяные компании уже заявили о необходимости изменения новых инструментов, потому что демпфирующий механизм позволяет компаниям производить меньше автомобильного бензина.
Глава Минэнерго России Александр Новак также выступает за корректировку демпфирующего акциза. «В целом мы исходим из того, что этот механизм требует доработки, корректировки, чтобы исключить негативные моменты, которые возникают при разных макроэкономических условиях», – говорил он.
Донастройка механизма компенсаций является главным вопросом для топливного рынка, потому что впереди плановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, как следствие, сокращение производства и повышение внутреннего спроса.
Разговоры про бензин весной для России – обычное явление, потому что каждый год эта тема все сильнее и сильнее интересует граждан, по факту являясь самой насущной для каждого, говорит эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский, LIFA.
Рост цен на бензин – это не только расходы на личный автотранспорт, но и рост цен на товары и услуги, которые так или иначе связаны с доставкой и транспортировкой.
Исходя из динамики цен на бензин за последние 10 лет, несколько наивно полагать, что стоимость топлива в долгосрочной перспективе будет снижаться, учитывая ее постоянный рост.
Сейчас действительно можно наблюдать незначительное снижение цен на заправках. На АЗС крупной сети цена за литр АИ-92 упала с 42,11 руб. до 41,17 руб. – почти на рубль! Но тут же возникает вопрос – надолго ли это? Вероятно, нет.
Уже с начала апреля цена вновь начнет расти. Появится спрос со стороны сельхозпроизводителей, потому что скоро начнется посевная страда. Начнутся стройки, до которых нужно довезти стройматериалы. Вернутся на дороги «летние водители» и мотоциклисты отроют сезон. Все это создаст дополнительный спрос на топливо, что и потянет цены вверх.
Однако в этом году скачка цен, как в прошлом, скорее всего, не будет, но рост будет схожим, говорит эксперт. Цены поднимутся на 1,5–2 руб. за литр за любое топливо уже к концу мая, а к концу лета еще на 1–2 руб.
Причина тут не только в спросе, сколько в спреде между рублевой и долларовой ценой на топливо. Так или иначе, производители будут стараться его максимально сузить. Глупостью будет, если бизнес начнет продавать один и тот же товар с одной и той же себестоимостью по разной цене в разных местах.
Таким образом, в скором будущем нас ожидает рост цен на бензин к уровню средних по Восточной Европе, а это примерно 0,8 евро за литр АИ-95, или примерно 60 руб. за литр. Но насколько быстро это случится, зависит от действий нашего правительства и его желания удержать цены на топливо около текущих отметок.
А соглашение с нефтяниками правительство не будет продлевать после 31 марта, потому что дальнейшая динамика цен не превысит уровень инфляции.