Найти тему
Завтрак с Дягилевым

Шифр Щербова. Тенишева и Дягилев на свалке. Одеялко в рубель.

Павел Щербов. Карикатура "Зальцбург" 1898
Павел Щербов. Карикатура "Зальцбург" 1898

Обладательницей панно Врубеля «Утро», вместе с его скандальным шлейфом, стала княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, меценатка и творческая личность (пела, рисовала, серьезно занимались эмалевым искусством и даже защитила по нему диссертацию). Вместе с Саввой Мамонтовым она спонсирует первый год издания журнала "Мир искусства"

Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой. 1898
Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой. 1898

«На выставке, между прочим, фигурировало большое панно Врубеля "Русалки". Зная недружелюбное отношение общества к Врубелю, особенно передвижников, зная, сколько этот человек перенес обид и несправедливостей и как нуждается, я приобрела это панно, имея в своем доме подходящее для него место. Но "Мир искусства" в то же время был принят столь враждебно, что даже и это мое приобретение обрушило на меня целый ряд неприятностей. Отразилось все это в ряде самых неприличных карикатур Щербова, работавшего в "Стрекозе". Он, говорят, искал меня везде, чтобы нарисовать с натуры, но так как видеть меня ему не удалось, то он изображал меня всегда со спины или аллегорически».

Тенишева у мольберта (И. Репин. 1896) и Тенишева у Щербова
Тенишева у мольберта (И. Репин. 1896) и Тенишева у Щербова

Карикатура Щербова, посвященная знаменательному приобретению, появилась в журнале «Шут» 14 февраля 1898. Действие происходит на свалке. Подпись под карикатурой гласила: «Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло — в рубель... Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил!».

У Фрея — т. е. в частной лечебнице А. Я. Фрея для душевнобольных, находившейся на 5 линией Васильевского острова (сейчас там городская наркологическая больница). После смерти Фрея в 1899 г.  лечебница перешла в собственность психоневролога доктора медицины А. Э. Бари. Именно там Врубель проведет последние месяцы своей жизни в 1910. Какое зловещее предсказание — ведь в 1898 только летом обнаружатся первые признаки будущего сумасшествия художника.

Одеяло изображает панно Врубеля. Продает его Тенишевой никто иной, как Сергей Павлович Дягилев. Тут Щербов изобразил его достаточно худощавым, но совсем скоро это изменится.


Называется карикатура «
Зальцбург». Выставка русских и финляндских художников проходила в музее Штиглица, который находится в Соляном переулке. На соседней странице журнала находится объяснение названия (на французском - большое спасибо за перевод Екатерине Виноградовой).

Выставочный зал в Музее Штиглица
Выставочный зал в Музее Штиглица

«Просвещенный читатель, ты уже догадался, что это название есть некий символ! Как, действительно символ? Еще один символ!
Я-то думал, - говоришь ты, - что они все остались на выставке русских и финляндских художников в музее барона Штиглица?
Нет, читатель, именно в символическом смысле здесь присутствует
Зальцбург. /…/
Ты понимаешь, что оно имеет самое отдаленное отношение к сюжету, что оно его вообще не имеет, я бы сказал. Но это так уж заведено в символистской живописи, и если наше заглавие притянуто за волосы, лучшего и не найти, ведь мы же хотели тебе показать столько символистских картин.
А чтобы показать, сколько глубоких мыслей может заключаться в одном-единственном слове, я тебе напомню еще, что «
Зальцбург» означает «Соляной замок». Так вот, видишь ли, соль этого дела, самая соль, состоит в том, что выставка происходит в музее, где раньше был соляной склад».

Одеяло помечено номером 93 - это номер панно в каталоге выставки. Если присмотреться, на карикатуре можно найти еще ряд цифр. Так что тут зашифровано не только «Утро». Например, что это за пара котов под номером 96? Для расшифровки обратимся к каталогу Выставки русских и финляндских художников. Но это - в следующем посте.

Чтобы не пропустить продолжение, подписывайтесь на Завтрак с Дягилевым