Трудоустройство — большой стресс. Как для тех, кто подается на вакансию, так и для самого работодателя — ему важно не ошибиться в выборе сотрудника и верно оценить его на первой же встрече. Особенно сложно оценить человека, у которого мало опыта. Роман Вайнштейн, работающий в рекламе уже более 8 лет, рассказывает, на что именно он смотрит при собеседовании молодых сотрудников.
Навык 1. Логическое мышление
Самая частая ошибка — применять один шаблон для решения всех возможных задач. Это когда человек знает, условно, «как пройти в библиотеку» и предлагает тем же маршрутом добраться до Северного полюса. А на вопрос «почему» отвечает: «Я так уже делал, и у меня все получалось».
Это неправильно. Проекты в digital-маркетинге достаточно специфические, и часто наработанной экспертизы по ним нет. Поэтому, с одной стороны важно не утыкаться в шаблонные решения, с другой — нужно уметь объяснить, почему ты выбрал именно этот метод решения, и обосновать это коллегам и клиенту.
Как проверить навык? Типичная задача на счет: каждый предмет имеет числовое значение, которое нужно найти и решить пример (подковы + слоны=?).
Другой вариант, более приближенный к рабочей жизни: показываешь человеку медиаплан, просишь выделить лишний источник и объяснить его выбор.
По ответу вы поймете, выстраивал ли человек логическую цепочку и какая она была. В моей практике были случаи, когда ответ был неверным, но у решения была своя логика. Хард-скиллу научить проще, чем умению думать, и мы могли взять такого сотрудника на испытательный срок.
Навык 2. Честность
С людьми, которые не признают ошибок и предпочитают их скрывать — работать некомфортно и рискованно. Яркий пример из моей практики: молодой специалист, который вел клиента, попросил добавить ему обязанности проджект-менеджера. Я был не против, но с одним условием. Сказал, что хочу посмотреть на его коммуникацию в отделе: умение ставить задачи коллегам, решать спорные моменты и управлять внутренними процессами.
В итоге он ставил задачи без учета важности, приоритета и ценности для клиента. При этом не был готов признаться, что не умеет пользоваться функцией ВПР в Excel и скрывал от коллег различную информацию, а значит, полную картину они не видели. Это в корне неверный подход к проекту, задачам и команде.
Как проверить навык? На собеседовании я прошу рассказать о каких-то профессиональных неудачах или о тех навыках, которых на данный момент еще нет. По ответам становится понятно, насколько человек открыт и честен. Часто люди начинают оправдываться, юлить или переводить тему — вряд ли вы захотите доверять такому человеку в работе.
Навык 3. Обучаемость
В маркетинге постоянно сталкиваешься с нововведениями: меняются настройки кабинетов, подходы, стратегии РК, методы анализа ЦА, креативы и т.д. Невозможно быть эффективным без высокой скорости обработки информации, обучаемости и анализа собственных промахов. Если ошибка проработана и сделаны правильные выводы, то больше она допущена не будет, а экспертное знание прирастет.
Как-то в нашей команде оказался сотрудник, который не то, чтобы не хотел развиваться, скорее делал это медленно и неохотно — и часто прокрастинировал. Он сильно тормозил развитие отдела, подавая не лучший пример своим коллегам. Любые попытки поговорить не приводили к успеху. Этот случай показал, что достаточно одного члена команды с низкой мотивацией и скоростью обучения, чтобы ситуация в отделе стала непростой.
Как проверить навык? На собеседовании я всегда обращаю внимание на то, заинтересован ли кандидат в возможностях обучения, которые мы предоставляем. Спрашиваю, чему бы он хотел научиться, какие профессиональные курсы у него запланированы на ближайший год. То, что (и как), он говорит, может вполне являться подтверждением его мотивации и готовности развиваться.
Навык 4. Критическое мышление
Как-то у нас возник серьезный завал: много одновременных запусков сложных проектов для крупных клиентов. Из-за объемов мы допускали много ошибок, и нашему коллеге это надоело. За две недели он собрал критические точки, проанализировал их и составил чек-лист из 10 пунктов. Всего 10 пунктов, которые моментально помогли нам выстроить работу эффективнее и избежать большинства ошибок. Он просто сел, подумал — и реализовал, хотя это был новый сотрудник с очень небольшим опытом работы.
Как проверить навык? На собеседованиях я описываю сложные или запутанные ситуации и спрашиваю соискателя, как он поступит. К примеру, у вас дотошный и щепетильный клиент. Обычно вы делаете для него подробную, сложную презентацию, но сегодня у вас всего 3 часа, чтобы подготовить для него отчет и попросить бюджет на следующий месяц. Ваши действия? Большинство кандидатов предлагали:
— обговорить с клиентом новые сроки;
— сделать менее подробную презентацию с акцентом на качественные показатели;
— подготовить не презентацию, а аккуратную табличку с письмом-обоснованием.
Все три решения имеют право на жизнь. Здесь нет правильного или неправильного ответа — важен процесс анализа ситуации, поиск решений, подход к задаче и обоснование сделанного выбора.
Навык 5. Гибкость
Здорово, когда в команде есть специалист широкого спектра, который свободно себя чувствует в разных специализациях. Но это редкость. Я встречал мало молодых людей, которые готовы вкладываться в дополнительные навыки, не понимая, как они могут пригодиться на практике.
Как проверить навык? При отборе новых молодых сотрудников я обращаю внимание на желание приобрести скиллы, смежные с базовыми для интернет-маркетолога. Большим плюсом будет знание языков программирования или веб-дизайна. Умение поставить задачи в IT и понимание этой области — полезный навык, которому обязательно найдется применение.
Конечно, невозможно хорошо понять человека на собеседовании, особенно если его рабочий опыт не является визитной карточкой, за неимением такового. Поэтому самый лучший способ — погрузить новичка в реальную деятельность на тестовый день или неделю, и уже на рабочих задачах посмотреть, на что он способен, а на что — нет. Но так как без первой встречи не обойтись — то, на мой взгляд, лучше обратить внимание на качества выше. А вы что думаете?
⏬📈Листайте дальше, чтобы бесплатно получить 9 уроков digital-маркетинга 📈⏬