Что восхищает в Тайланде, почему с тайцами сложно, и что украинка забыла в тайском монастыре — в продолжении интервью с Олей, которая зимует на Пангане.
Первую часть интервью, в которой девушка рассказывает о том, как приплыла на безлюдный остров и встретила там москвича-отшельника, как перенесла тропическую лихорадку, а также другие интересности, читайте здесь.
— Оля, как так вышло, что ты попала на неделю в тайский монастырь, и что ты там делала?
Это очень популярная тема на Пангане — здесь каждый второй побывал на ретрите (ред. уединение). Для этого мы поехали на другой остров, где наши друзья были волонтерами.
Там было около 100 человек. Когда приехали туда, у нас забрали телефоны и ценные вещи, выдали одеялко и москитную сеточку. И попросили: «Для проведения этого мероприятия, для содержания одного человека, мы тратим 2000 бат, поэтому пожалуйста оставьте эту минимальную сумму. Но если нет, то можете не оставлять».
Мы думали, что знаем куда едем, но на самом деле не представляли, что медитации будут по 6-9 часов в день.
Это очень трудно, ноги болят. Ты смотришь на них и не понимаешь: это же мое тело, почему оно мне так не поддается. Боль начинает разливаться везде.
Спали на деревянных кроватях, подъем был в 4.30 под гонг. Весь монастырь на горе находится: девочки внизу живут в дормитории, а мальчики выше. Гонг звучал вверху, так громко и так долго. Ты открываешь глаза, так темно, и еще прохладно.
Просыпались рано и начинали с медитации. 30 минут медитация сидячая, 30 минут медитация ходячая, потом лекция. Потом снова медитация такая, медитация такая, идем завтракать. Была йога один раз в день, но я себе делала еще один раз, потому что просто невозможно: после этого всего надо растянуть свое тело, очень тяжело физически.
Для меня был прям челлендж там позаниматься спортом. Я питала желание поддерживать свою форму, потому что на кросс-фит хожу, хочу себе плоский живот. И понимала, что выбьюсь там из графика. Но когда ты занимаешься спортом, ты энергетически заряжен, хочешь что-то делать, куда-то двигаться, а ты закрыт здесь на ретрите. Наступает такая какая-то депрессия. Во-вторых, когда ты занимаешься спортом, выделяешь пот и приходят комары. А комары в джунглях кусают тебя даже через одежду. В итоге я занималась тайно в лекционном зале в определенное время после чаепития, и только йогой.
Читайте также: Советы бюджетным туристам в Риме от итальянца
Труднее всего было мысленно — ни о чем не думать. Ты должен концентрироваться или на своем дыхании, или на своем теле, но к тебе постоянно приходят мысли, и постоянно о разном, и ты пытаешься их прогнать.
И начинаешь грустить от того, что у тебя мысль за мыслью, и ничего не получается.
Нас просили медитировать даже когда перерыв, когда задания выполняли. Например, у меня было задание заметать. И нам говорили: «Когда вы заметаете, ни о чем не думайте, заметайте».
Кормили два раза в день, но это было абсолютно комфортно. Если ты не занимаешься спортом и следуешь медитациям, то находишься в таком спокойном состоянии, что не испытываешь дикого чувства голода. Ты вообще никакого дикого чувства не испытываешь, потому что концентрируешься на своем дыхании.
Прежде, чем начинался прием пищи, мы читали памятку о том, что мы едим не для удовольствия, не для чувства пресыщения, не для того, чтобы похудеть или потолстеть, а чтобы поддерживать здоровье своего тела. И это было единственное время, когда мы говорили. Все остальное время мы давали обет молчания.
Кстати, когда я ехала на ретрит, думала, что это будет самое трудное, потому что я болтуха. Но скажу, что молчать — это было самое простое.
Также там очень много было шикарных лекций, которые, когда у тебя никакого источника информации нет, для тебя как сахар.
— Что ты для себя из этого вынесла?
Есть классная притча про монаха. Знаешь ли ты, что монахам запрещено дотрагиваться до женщин? Так вот, монахи переходят реку, и видят женщину, которая в красивом одеянии стоит на берегу и не может перейти. Один из монахов молча подошел, взял ее на руки, и перенес на другой берег. Они продолжили свой путь. Полдня прошло, и второй монах говорит: «Ты перенес девушку, а нам же нельзя дотрагиваться до женщин. Как ты так можешь?». А первый ему отвечает: «Я перенес ее три часа назад, а ты все еще несешь её».
Очень многое из нашего прошлого мы тащим на себе, и не можем освободиться от этих мыслей. Это наши враги, которые просто засоряют твою голову, и ты не можешь концентрироваться на чем-то прекрасном, на том, что происходит сейчас.
Ретрит был моим спасением от таких мыслей, и помог отпустить их. Не засорять свою голову глупостями. Также научилась проганять такие мысли, когда концентрируюсь на своем дыхании.
А еще, когда мы начали говорить, я поняла насколько много энергии уходит на разговоры — поняла, что физически устаю от бесед. И я действительно начала думать о том, что я говорю, зачем, стоит ли это вообще говорить.
— Что, помимо этого опыта, тебе понравилось в жизни в Таиланде?
Сначала нас восхитила природа и то, что все люди такие улыбчивые.
Собаки — это просто отдельная тема, они никогда не приходят к тебе с агрессией. Когда я в Украине, то боюсь гладить собаку на улице. Может люди уже били ее, и она подумает, что я хочу ее ударить. Здесь же собак никто не обижает.
Читайте также: Моцарт, шницель, кофе и еще немного о Вене
Например, на тайском боксе они постоянно спят на рингах, да и эти собаки вообще спят везде, и их никто не проганяет. Когда начинаются занятия, собаки думают, что там не спаринги, не драки, а люди просто играют. И они тоже приходят поиграть.
Или, например, занятия йогой: собака может прийти и тоже делать йогу! Она начинает вытягиваться так смешно. Они повторяют все за людьми на самом деле. Я не знала о том, что в Украине собак научили быть злыми. Их просто обижают очень.
Ещё здесь даже дома не закрывали бы, если бы не было туристов. У некоторых туристов стоят камеры наблюдения, и кто здесь оказываются ворами: американцы и наши русские.
Есть исключения, конечно, но таец у тебя никогда ничего не украдет. У нас замочек на доме, что называется, ради приличия. Замок как бы просто говорит: «не входите, пожалуйста».))
Европейской кухни довольно много, здесь очень много европейцев пооткрывали заведения неплохого уровня. Есть мексиканский ресторан, которому уже 13 лет.
Не приходится готовить долго: очень много свежих овощей и морепродуктов, а еще здесь есть свежая лапша. Мы покупаем пакет креветок, осьминогов и еще чего-то — любимый все это чистит, или можно попросить почистить в магазине либо купить почищенное. Тушишь немножко овощи, добавляешь морепродукты, вместе смешал, и добавил туда вареную лапшу или рис — это блюдо, которое мы готовим почти каждый день.
— Расскажи и об обратной стороне тайского рая: с какими минусами ты столкнулась?
Везде грязно из-за их пофигизма буддийского, и лично мне это не подходит. Такой пример: ты идешь в кафе, садишься за стол, а за столом не убрано. Мы заходим, нам улыбаются, все очень рады нас видеть, здорово, да. Но почему так грязно?
Есть маркет, где они вечером продают еду, и почти у всех лавочек нет воды. Они готовят, я надеюсь, уже из помытых продуктов, но они этими руками трогают еду, и ими же берут деньги.
Сначала мы ели много стрит фуда, но потом это начало бесить. Ну и вообще, я люблю готовить, и всегда стараюсь, чтобы пища была полезной, а они все жареное любят. Я прихожу домой, делаю все то же самое нежареным, и получается вкуснее.
Уровень услуг низкий. Вчера пошли в дорогое кафе, где бокал пива и закуска стоили в два раза дороже, чем везде. Но нам все равно не уделили того внимания, которое должно быть по стандарту. В туалете было грязно. И так во всем.
Ещё, оказывается, мы любим качественное пиво, которого здесь нет. В бочке оно должно находиться 3-4 дня, здесь же пиво явно две недели простояло. И из-за этого оно такое невкусное.
Читайте также: Остров Мадейра: весь покрытый зеленью, абсолютно весь
— А в чем еще ощущается разница в менталитете, помимо отношения к чистоте?
Когда мы приехали заселяться в дом, нам не дали постель и полотенца. Прибегаем к хозяйке и говорим ей, что у нас нет постели и полотенец, она такая спокойно: «А, без проблем, я вам завтра принесу». Как это?
Мой парень по началу сильно ссорился с ней. А тайцы, если ты на них повышаешь голос, просто выключаются и больше с тобой не общаются. Для них повышение голоса — это неадекватное поведение, они так себя никогда в жизни не ведут.
Но особенно когда мы вернулись из ретрита, то настолько их поняли. Во мне проснулась к ней такая любовь за то, что она не пришла и ни разу не спросила: «А как ты тут пользуешься моим домом, а ну, покажи как у тебя тут, грязно или чисто?». Или там: «Ничего ли ты мне не испортила?». Она вообще не беспокоит никак.
Хотя, с другой стороны это плохо: у нас газ закончился, и мы понимаем, что если ей позвоним, то газ получим завтра. Мы взяли и сами решили проблему. Или у нас на веранде несколько ламп висит в доме, одна лампочка перегорела. И она говорит: «А что, темно что ли?».
Еще одна особенность тайцев — они вообще не приходят на встречу. Ты договорился на 8 утра, проснулся, пришел, а таец не пришел. И улыбается потом: «Так мне хорошо спалось». Он даже не подумает, что мог тебя подвести этим, что ты надеялся на эту встречу. Ну не вышло — без проблем. И ты в этой ситуации должен понимать, что он тоже так отнесется. Они на все смотрят по-другому.
Давайте поблагодарим Олю лайками за то, что поделилась своим тайским опытом. А также читайте интервью о том, как организовать зимовку в Таиланде, здесь.