JAMNEWS, ЕРЕВАН, БАКУ
Представляем все детали: какая связь между этими событиями, кто кому и как отвечает, что думают об этом эксперты в Ереване и Баку
Информация из Армении
Совместное заседание совбезов в Карабахе
Заседание совета национальной безопасности Армении впервые прошло в Нагорном Карабахе. Причем оно было совместным с совбезом Карабаха. Власти Армении не комментируют причины такого решения.
Однако все медиа Армении и эксперты заметили, что заседание совбеза Армении состоялось на фоне крупномасштабных военных учений в Азербайджане. Многие в Армении полагают, что таким образом официальный Ереван ответил Баку. МИД Армении и министерство обороны страны уже заявили, что цель учений – оказать давление на Армению накануне встречи Пашинян-Алиев.
Встреча Пашиняна и Алиева
О будущей встрече премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева стало известно из заявления сопредседателей МГ ОБСЕ. Оно было опубликовано на сайте ОБСЕ по итогам февральских визитов в Ереван и Баку.
«Лидеры приняли предложение сопредседателей Минской группы в ближайшее время встретиться под их эгидой», — говорится в заявлении.
Встреча Никола Пашиняна и Ильхама Алиева, по сути, зафиксирует начало возобновления переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном на уровне глав государств. Эта будет их первая встреча, организованная непосредственно сопредседателями.
До этого лидеры стран успели провести несколько неформальных встреч, на которых обсуждали дальнейший ход переговорного процесса.
В ходе одной из этих встреч Алиев и Пашинян сумели даже договориться о снижении напряжения на линии соприкосновения и установлении оперативной связи. И сопредседатели позитивно оценивают отсутствие жертв на линии соприкосновения и ведущиеся в регионе дискуссии о подготовке населения к миру.
Что еще говорится в заявлении Минской группы ОБСЕ
Заявление вызвало в Армении острую реакцию, так как в нем говорится также о возвращении Азербайджану территорий вокруг Нагорного Карабаха.
Говоря о справедливом и долгосрочном урегулировании конфликта, сопредседатели указали на следующие основные принципы:
«Это должно также включать дополнительные элементы, предложенные президентами стран-сопредседателей в 2009-2012 годах — возвращение под контроль Азербайджана территорий вокруг Нагорного Карабаха, определение временного статуса с обеспечением безопасности и самоуправления в Нагорном Карабахе, обеспечение коридора, соединяющего Армению с Нагорным Карабахом, определение конечного правового статуса Нагорного Карабаха», — говорится в заявлении.
Кроме того, сопредседатели призвали воздерживаться от требований в одностороннем порядке изменить формат переговоров без согласия другой стороны. Речь идет о заявлении премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который настаивает на том, чтобы за стол переговоров вернулись представители Нагорного Карабаха.
Заявление армянского премьер-министра
В ходе совместного заседания советов безопасности Армении и Нагорного Карабаха Никол Пашинян, отвечая на заявление сопредседателей, подтвердил неизменность своего подхода:
«Мы высоко ценим усилия, которые прилагают страны-сопредседатели МГ ОБСЕ в процессе урегулирования. Но главный вопрос в том, кто же представляет в переговорном процессе народ Арцаха… Дело в том, что сегодня за столом переговоров нет легитимного, правомочного представителя Арцаха. Потому что за столом переговоров нет субъекта, избранного народом Карабаха, или, как предпочитают говорить некоторые наши коллеги, армянами Карабаха.
Не раз говорил, что премьер Армении не имеет подобных полномочий… И это не каприз, не предусловие, а вопрос легитимности. А легитимность – ключевой фактор современных взаимоотношений – не только во внутриполитических, но и межгосударственных, международных отношениях. Кстати, абсурдны все комментарии о том, что Республика Армения или премьер-министр таким образом снимают с себя ответственность и возлагают ее на власть или народ Арцаха… Считаю необходимым подчеркнуть, что Республика Армения была, есть и будет главным гарантом безопасности Арцаха и продолжит участвовать в мирном процессе».
Мнение из Нагорного Карабаха
В МИД Нагорного Карабаха согласны с позицией армянского премьера.
«Уже в 1993 году в документах, обсуждаемых в рамках Минского процесса, Нагорный Карабах указывается в качестве полноценной стороны конфликта. Окончательная ясность в данный вопрос была внесена на саммите СБСЕ/ОБСЕ в Будапеште в 1994 году. Согласно итоговому документу Будапештского саммита, сторонами конфликта являются стороны, подтвердившие договоренности о прекращении огня от 12 мая 1994 года. Данное соглашение о полном прекращении огня и военных действий было заключено между Нагорным Карабахом, Азербайджаном и Арменией», — заявил руководитель управления информации и по связям с общественностью МИД Нагорного Карабаха Артак Нерсисян.
Президент Бако Саакян в своем выступлении на заседании совбезов также затронул вопрос участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Он заявил:
«Арцах готов продолжить вносить свой конструктивный вклад в переговорный процесс, направленный на установление в регионе длительного и прочного мира».
Экспертное мнение
Политический обозреватель Акоп Бадалян, комментируя заявление сопредседателей МГ ОБСЕ, заявил:
«Эта группа давно уже выполняет не посредническую миссию для урегулирования, а своеобразный арбитраж и пытается управлять политическим процессом. И в этом заявлении, в очередной раз, для нас может быть интересным то, что говорится между строк: сам вопрос решается конкурентоспособностью Армении и Азербайджана в военно-политической сфере, включая и экономические возможности.
И Минская группа, по большому счету, признает статус-кво, который сформировался в результате этой конкуренции… И наша задача как общества, как государства обеспечить нашу конкурентоспособность. Не позволить Азербайджану так превзойти нас, как мы позволяли предыдущие два десятилетия. Нельзя допустить нарушения баланса – как военно-технических возможностей, так и экономических, а также с точки зрения политических и дипломатических отношений с силовыми центрами».
Акоп Бадалян прокомментировал и факт проведения совместного заседания Советов безопасности Армении и Нагорного Карабаха параллельно с широкомасштабными, наступательными учениями вооруженных сил Азербайджана у границ Нагорного Карабаха:
«Впервые формально объявляется, что заседание совета безопасности Армении состоится в Нагорном Карабахе… Конечно, не в первый раз здесь собирается военно-политическое руководство и обсуждает вопросы. Но впервые объявляется о выездном заседании Совбеза Армении в Карабахе.
Это политический шаг и сигнал, который говорит о том, что говорить с Арменией на языке шантажа не получится. И это правильная стратегия. Баку говорил языком шантажа и оставался без ответа. Это и привело к тому, что Азербайджан получил право на войну, хоть и блиц-войну [говорит о четырехдневной войне в апреле 2016 года -JAMnews], и фактически это ему сошло с рук. К счастью, армянские вооруженные силы и общественное добровольческое движение не позволили Азербайджану это право обратить в результат».
Информация из Азербайджана
Об учениях
11 марта вооруженные силы Азербайджана начали широкомасштабные учения вблизи линии соприкосновения. Учения продлятся четыре дня.
«К учениям привлечены до 10 тысяч личного состава военнослужащих, до 500 единиц танков, бронетехники, в том числе автомобильной и специальной техники, до 300 ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и минометов, до 20 единиц армейской и фронтовой авиации различного назначения», — говорится в сообщении министерства обороны.
Экспертное мнение
«Баку в очередной раз решил демонстрировать мускулы накануне назначенных переговоров, причем на этот раз масштабы учений превышают прошлые. Наверняка это рассчитано на давление на армянскую общественность.
В последнее время чаще стали звучать лозунги, что «ни пяди земли не уступим Азербайджану». Любопытно, что такие лозунги не звучали за все эти 25 лет после прекращения огня. Наверняка, те родители, чьи дети служат на линии фронта, а, по данным азербайджанской стороны, несколько тысяч граждан Армении проходят службу на международно признанной территории Азербайджана (в том числе и сын премьер-министра), не заинтересованы в новой войне.
Интересно наблюдать, что некоторые вчерашние азербайджанские «миротворцы» тоже стали озвучивать радикальные призывы в последнее время», — сказал политический обозреватель JAMnews Шахин Рзаев.
«Сам факт проведения переговоров на высшем уровне можно только приветствовать. Однако, легкость, с которой Пашиняну удалось свергнуть режим Сержа Саргсяна и самому утвердиться на властной вершине, судя по всему, внушили нынешнему армянскому премьер-министру преувеличенные представления о собственных способностях и ошибочные суждения о границах возможного в политике.
Из Баку однозначно и на всех уровнях заявили, что за столом переговоров представителей марионеточного сепаратистского режима не потерпят. Москва устами МИД дипломатично заявила, что не имеет возражений, но необходимо согласие Азербайджана, которого, как известно нет и не будет. В Брюсселе Пашиняну на уровне президента Евросоюза Туска, главы внешнеполитического ведомства ЕС Магерини и еврокомиссара Хана сказали, что предлагаемые Пашиняном изменение переговорного формата отклоняет процесс мирного урегулированию в сторону и поддержку не получит.
Что же касается демагогических разглагольствований Пашиняна о том, что нужно услышать голос Нагорного Карабаха, то ему следует напомнить, что его население состоит не из одних армян, но и почти 50 тысяч азербайджанцев, изгнанных из своих домов и лишенных возможности жить на своей земле в мире и безопасности. В будущем обе карабахские общины в диалоге должны определить статус территории, что и предусмотрено переговорным форматом», — сказал депутат Милли меджлиса Азербайджана Расим Мусабеков.