Финансовое мошенничество стало частью повседневной реальности. Злоумышленники рассылают электронные письма с вирусами, звонят доверчивым соотечественникам, выманивая персональные данные, а потом обчищают их банковские счета. Разумеется, лучше всего не попадать к мошенникам на удочку. Но если это уже случилось, есть ли шанс, что банк компенсирует потерянные средства?
Сами виноваты
Российское законодательство достаточно четко говорит о том, что ответственность за потерю персональных данных несет сам пользователь. То есть, речь идет о тех случаях, когда люди сообщают мошенникам пароли и логины в мобильном банке, данные банковских карт. При подписании договора с банком этот пункт обязательно указан в документе.
Если клиент нарушил порядок использования банковской карты и интернет-банка, то кредитная организация не несет ответственности за последствия. Таким нарушением, например, считается сообщение посторонним реквизитов банковской карточки, ПИН-кода, логина и пароля для входа в личный кабинет в интернет-банке. Нарушением считается также небрежное хранение карты и ПИН-кода, что может привести к получению доступа к ним злоумышленников.
Если вы оплатили покупку в интернет-магазине с компьютера, зараженного вирусом, с помощью которого мошенники собирают персональные данные, то это тоже считается вашим личным нарушением, за которое банк не отвечает.
Даже если вы обратитесь в суд, то, скорее всего, проиграете, поскольку суды в таких случаях принимают решения на пользу банков. Действительно, пользователя никто не заставляет передавать данные сторонним лицам – однако бывают и такие ситуации, когда мошенники получаю доступ к персональной информации клиентов через сотрудников банка, взлом системы, сетевой сбой.
Идите в суд
Эксперты считают, что, несмотря ни на что, нужно отстаивать свои финансовые интересы в суде. Шансы на успех есть, хотя они и не такие высокие.
Закон говорит о том, что банк сначала должен компенсировать утраченные средства, а уже потом разбираться в причине и характере проведенной ошибочно транзакции, выяснять, кто был виноват и пр. Разумеется, банк неохотно пойдет на возврат средств, однако, если для организации ценна ее репутация, скорее всего, убытки будут компенсированы. К тому же, вы можете обратиться в Центробанк и Роспотребнадзор – не желая конфликтовать с этими учреждениями, банк, скорее всего, пойдет на уступки. Наиболее часто компенсируют убытки особо ценным клиентам, при условии, что сумма компенсации не превышает сумму возможных судебных затрат.
Если клиент сможете доказать, что не причастен к проведенной незаконно транзакции, шансы на получение компенсации существенно возрастают.
Деньги украдены? Что делать?
Если вы обнаружили факт хищения денежных средств с карточки, необходимо сразу же обратиться в банк, чтобы там остановили незаконную транзакцию. Оптимально, если вы успеете заблокировать карту. Однако, скорее всего, деньги уже украдены – ведь на саму транзакцию нужно совсем немного времени. Если деньги переведены на корреспондентский счет в другой банк, вернуть их будет затруднительно.
Важно помнить, что обратиться в банк необходимо в течение дня с момента, когда была проведена мошенническая операция.
Если банк отказался компенсировать средства, важно получить этот отказ в письменном виде. В дальнейшем этот документ может быть использован в судебном разбирательстве.
Также необходимый шаг при похищении денежных средств со счета – обращение в правоохранительные органы.
Однако лучший способ противостоять мошенникам – это не стать их жертвой. Даже если вам звонят из так называемой «службы безопасности» банка, необходимо вежливо объяснить, что не можете разговаривать прямо сейчас, положить трубку и перезвонить на номер, указанный на вашей карточке. Важно помнить, что нельзя перезванивать по номеру, из которого поступил входящий звонок. Наберите номер самостоятельно и проверьте, действительно ли вам звонили из банка, или, что наиболее вероятно, это была попытка финансовой аферы.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк, оставляйте комментарии и будете в курсе выхода новых статей!
Источник: Лови Займ