Найти тему
6000 миль до Голливуда

71

('71, 2014, Великобритания)

Не грози Южному Централу... пардон - Белфасту, расхаживая по нему с оружием и в британской военной форме. Особенно в одиночку. Особенно в 70-е.
Не грози Южному Централу... пардон - Белфасту, расхаживая по нему с оружием и в британской военной форме. Особенно в одиночку. Особенно в 70-е.

А дебютная-то картина режиссёра Яна Деманжа "71" была интереснее его второй работы, прошлогоднего "Белого парня Рика" ! Гораздо интереснее! Если, конечно, вы не забудете сделать поправку на её скромный бюджет в пять миллионов фунтов стерлингов. И на то, что в первую очередь это всё-таки реалистичная военная драма, во вторую "выживальческий" триллер, в третью - политический триллер, в четвертую - криминальный триллер и лишь в пятую - наконец-то боевик. Да и то весьма условный, без размаха и зрелищной экшен-хореографии. И большую часть времени тутошний главный герой, рядовой британской пехоты Гэри Хук ныкается от врагов по тёмным углам, сортирам и подворотням, а в открытую схватку вступает, лишь когда прятаться совсем невмоготу. Отчего и крутым этот парень выглядит лишь на постерах, а в самом "71" он не то, что не Рэмбо, а даже не "рядовой Райан", если на то пошло.
Но именно такой уличной правдой жизни первый блин-не-комом Яна Деманжа и подкупает. И в свой вояж по престижным кинофестивалям (увы, малоуспешный) он в тот год ездил заслуженно.

Интернета и ночных клубов ещё нет, в пабы не пускают, а девчонки-ровесницы в этом религиозном краю слишком несговорчивые. Ну и чем ещё заниматься по ночам пацанам из Белфаста 70-х, кроме как от скуки швырять друг в друга коктейли Молотова?
Интернета и ночных клубов ещё нет, в пабы не пускают, а девчонки-ровесницы в этом религиозном краю слишком несговорчивые. Ну и чем ещё заниматься по ночам пацанам из Белфаста 70-х, кроме как от скуки швырять друг в друга коктейли Молотова?

Впрочем, до некоторого момента зритель всё же надеется, что Гэри Хук ещё покажет себя, как солдат. Вот парень проходит армейскую подготовку, боксирует на ринге, ползает, скачет по полосе препятствий и бегает марш-броски. Причём не в числе аутсайдеров. А затем его взвод отправляют в служебную командировку в Северную Ирландию, где уже туеву хучу лет идёт, по сути, гражданская война, и в 1971 году (который и лёг в название фильма) до её окончания было ещё ой как далеко. Тем более в её эпицентре - Белфасте.
На месте Гэри и его соратникам объясняют расклад: в городе есть так называемые "оранжевые" районы, где живут терпимые к английским войскам граждане, в основном протестанты, а есть районы "зеленые", где держат масть католики из Ирландской республиканской армии. В последние без крайней нужды "оккупантам", естественно, лучше не соваться. К несчастью, всё это выглядело понятно лишь на бумаге и на картах. А в реальности между вооруженными группировками Белфаста - как союзническими, так и враждующими, - были настолько запутанные взаимоотношения, что удивительно, как они сами умудрялись запоминать, кто из них кому друг, а кто враг. В чём Гэри вскорости убедился на собственном горьком опыте, когда во время очередного рейда всё вдруг пошло не так.

Практичные дети здешней суровой улицы.  Где-то они воруют семечки, где-то шоколадки и чипсы, а этот подкрался тихой сапой, спёр у солдата винтовку - и дёру!  С другой стороны, верно мыслит пацан. Когда у тебя есть винтовка, то добыть семечки и остальные ништяки будет гораздо проще.
Практичные дети здешней суровой улицы. Где-то они воруют семечки, где-то шоколадки и чипсы, а этот подкрался тихой сапой, спёр у солдата винтовку - и дёру! С другой стороны, верно мыслит пацан. Когда у тебя есть винтовка, то добыть семечки и остальные ништяки будет гораздо проще.

Короче говоря, начатые в один злосчастный день обыски с целью изъятия у населения нелегального оружия привели к тому, что население вышло на улицу и само выдало солдатам... нет, не оружие, а звездюлей. Да таких, что те драпанули из квартала, бросив в суматохе Гэри и ещё одного бойца. Зато хозяева о них не забыли, это уж точно. И вот, долго ли, коротко ли, после тесного общения с местными наш герой остался в одиночестве. Само собой, никаком не гордом. Пришлось избитому парню бросить винтовку с амуницией и спасаться бегством и прятками по задворкам. А как иначе? Те, кто гнался, за ним, шмаляли в него из пистолетов прямо средь бела дня, а это верная примета того, что подружиться с ними уже не удастся.
Но самый крутой этап экстремального туризма Гэри по городу стартовал ночью. Пересидев день в заброшенном уличном сортире, он решил, что в темноте-то уж как-нибудь доберется до своих - чай какую-никакую, но армейскую подготовку прошёл. Как бы не так! Ночной Белфаст оказался на поверку куда злее дневного. А тут ещё с поисками пропавших солдат у их командования возникли трудности, что тоже серьезно уменьшило шансы Гэри дожить до рассвета...

Так-то в целом люди здесь добрые и отзывчивые, хотя спрашивать у них, как пройти в библиотеку, я бы всё же поостерегся. Тем более в тёмное время суток.
Так-то в целом люди здесь добрые и отзывчивые, хотя спрашивать у них, как пройти в библиотеку, я бы всё же поостерегся. Тем более в тёмное время суток.

***

В общем, малоизвестное, но вполне себе добротное киноприключение, которое соответствует своему "числовому" названию, колоритно отображая уличную жизнь Северной Ирландии 70-х. По крайней мере нервозность происходящего на экране зрителю передаётся, и вообразить, что ощущал в ту ночь мечущийся по городу, избитый и напуганный Гэри Хук, очень даже несложно. Единственное, за что нельзя похвалить Яна Деманжа, это за затянутость пары-тройки не проходных сцен (вроде чересчур долгого блуждания контуженного героя по улицам), но для дебютной работы такие перекосы динамического баланса простительны. Тем более, что всё остальное Деманж сделал толково и внимание кинокритиков на себя обратил в тот год неспроста.

Трейлер фильма: