Скандальный репортаж о рубке кедра в селе Матур Таштыпского района Хакасии привел к непредсказуемым последствиям. Как сообщало 19rus.info, в феврале московские журналисты телеканала "Россия-24" побывали в матурской тайге и сняли шокирующий репортаж. В нем - факты рубки здоровых деревьев под видом санитарных рубок, рубка кедра в водоохранной зоне, многочисленные нарушения, захороненные саженцы кедра и другое.
Бесплатный лес для жителей Хакасии или для китайско-таджикской группировки
Однако сразу же после выхода репортажа в селе Нижний Матур начались репрессии, на противников незаконной рубки осыпались заявления и штрафы. Об этом рассказала 19rus.info руководитель шорской общины Матура Светлана Чебодаева.
По ее словам, несколько жителей нижнего Матура уже получили штрафы, причем солидные, оштрафован и муж Светланы (документы имеются в распоряжении редакции).
«Журналисты попросили моего мужа Чебодаева Аркадия свозить их на лесосеку, чтобы провести съемки и дать интервью на месте. С собой он взял ружье. Лесосека в тайге находится в приграничном 123 квартале. Часть квартала находится на территории парка регионального значения «Хакасия», а часть- на территории традиционного природопользования шорцев.
Когда съемки прошли, хозяин лесосеки Илясов написал на Аркадия заявление в комитет по охране животного мира, что тот находился на территории парка с ружьем. Хотя территория спорная. Да и брал Аркадий ружье для съемок, так как наговорил журналистам, что медведи-шатуны ходят", - рассказала Светлана.
Но протокол на Аркадия Чебодаева все-таки составили за подписью заместителя председателя Сергея Балашова. Вынесли постановление и по нему штраф — 3 тысячи рублей.
"Муж пострадал из-за приезда журналистов, мы, конечно, хотим сейчас судиться, но дело в том, что этот парк «Хакасия» не так давно создан. И в нем есть территория для традиционной охоты. У моего мужа как у шорца стоит штамп в охотбилете, что он имеет право находиться в местах традиционного природопрользования круглый год и круглый год ходить с ружьем. Но почему-то в комитете говорят нам, что в парке даже передвижение запрещено. Так, извините, раз там передвижение запрещено, то почему там техника ездит и лес рубят. Вот что непонятно", - удивляется Светлана.
По ее словам, штампы проставляют малым народам, но их ограничивают территорией традиционного природопользования (ТТПП). Руководитель организации шорцев отмечает:
"Для нас она закрыта. Я у них спрашиваю: "Вы нам резервацию создали?" Они плечами пожимают и говорят, как бы так получается. А в парк, хотя там есть места для традиционного природопользования, они нас не пускают. Будем в суде оспаривать этот факт. Чтобы мы могли в этом парке находиться с оружием. После московского репортажа руководитель лесхоза написал заявление на моего мужа за то, что он возил журналистов, потом руководитель АУ «Таштыплес» Алексей Сипкин написал заявление в полицию на меня и на Сергея Чебодаева — то, что мы вмешиваемся в работу их учреждения. Что мы на каждом сходе материм их."
По словам Светланы, на следующий день после выхода московского репортажа почему-то резко начал работу местный лесничий Дмитрий Куспеков. Он стал ездить по Нижнему Матуру и подворно с полицией ходить, проверять дрова у людей, искать какой-то сухарник — кто-то, где-то спилил. То есть буквально сразу после репортажа. Да еще когда нижнематурские мост перекрывали летом, технику не пропускали, лесничий все угрожал им. Как нижнематурские высказались, «проводил репрессии в отношении населения».
Одного мужика вообще, у него даже березы нет, а ему угрожали таштыпские опера — подписывай или мы тебя посадим, если ты не сознаешься. Забрали пилу. Еще одного - он признался, что спилили елку сухую, но тонкую. И ему насчитали штрафа 26 тысяч за одно дерево. Адвокат Дубровин был. Колупнул этот пень, оно ж сухое, что же вы делаете.
Народ просто недоволен тем, что взялись за Нижний Матур, почему они на Матуре не проверяют. И подворно ходили без всяких санкций и людей пугали.
Люди боятся. И мужик, которому сказали березу сухую на себя взять, боится. Сказали. Если что-то будешь, то мы тебе еще столько берез насчитаем и вообще посадим. Таким образом создают общественное мнение, что шорцы останавливают рубки леса, народ кипит. А глава района на нас обиделся — вы переступили через головы, к нам не обращались. "Вы опозорили весь район, вы опозорили всю Хакасию" - это его слова были на сходе, резюмирует Светлана Чебодаева.
Видео предоставлено Общественным надзором Хакасии