Несколько лет назад я написала небольшую статью о понятиях "свобода" и "воля", о том что из этого ближе русскому человеку. Материал попал к странным по своим убеждениям людям, они высказали мне не менее странную критику по этому поводу. Статья с тех пор валяется где-то в темных уголках ноутбука. Но мысль в голове осталась.
Сейчас, наблюдая за своими детьми, за тем как у них формируется личность, проявляется характер, врожденные качества, складывается психологический тип, ко мне все чаще возвращается идея о том, что мы по природе своей стремимся не к свободе, а к воле, к такому широко распаханному полю без границ, где ты можешь орать всей своей мощью, бегать, валяться, кувыркаться и пахать, пахать, пахать.
Вот, например, вчерашний эпизод с моей дочкой. Я стала укладывать детей спать, но Глаша закапризничала и стала проситься спать со мной. Она спит отдельно почти с рождения, поэтому такие порывы для нее не характерны и никак не связаны с привычкой. Просто захотелось! И началось...
Это была хорошо спланированная акция, с элементами контролируемой истерики с одной целью - добиться своего.
Я уговаривала, терпеливо объясняла, почему каждый должен спать в своей кроватке, периодически напоминала, что очень ее люблю, и так ей будет просто удобнее спать. Нет! Она была непреклонна! Внимательно выслушав меня, Глаша врубала свою пластинку: "Хорошо, я буду с тобой спать!"
Я пробовала и другой метод: строго и жестко сообщила о своих намерениях оставить ее в комнате, привлекла папу с низким грубым голосом. Ну вы понимаете... Это тоже не сработало. Дочуля вновь и вновь подкрадывалась к нашей кровати, вставала рядом с моей подушкой нудно и настойчиво повторяла: "Хочу здесь спать, хочу здесь спать, хочу здесь спать".
Я сто раз была готова сдаться, если бы не муж, который при каждой Глашиной атаке повторял мне:
Если ты сейчас прогнешься, я уйду и буду спать отдельно
В эти моменты я вспоминала все, что раньше читала о детском сне, и думала, что во Франции такого не бывает, просто не может быть, из серии никогда. Французы часто рассказывают о своем уникальном опыте в воспитании людей, свободных граждан своей страны. Дети у них не могут просто взять и зайти в родительскую спальню. Я неоднократно встречала рекомендации такого рода:
ребенка в 3 месяца надо обязательно отселить в отдельную комнату, он должен сразу понять, что в родительской спальне ему делать нечего, это территория взрослых.
Как умно и красиво звучит! Это же настоящая свобода, та самая о которой мир узнал в ходе Французской революции: свобода, равенство, братство и... надо дополнить личное пространство. Они с пеленок к этому приучаются и живут потом в своих комнатах, куда никому нельзя заходить. Но и выйти из нее ты не можешь, потому что за дверью начинается уже другая территория, личное пространство мамы, папы, сестры, няни. А это святое! Это та самая свобода, которая заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому жить приходится в своем мирке, почти как в капсуле.
То ли дело наши дети, такие как моя дочь, сын и миллионы других! Можно ли им объяснить, что это спальня родителей и туда нельзя? Что значит нельзя?
"Это мой дом?" - спросит меня сын
"Это наш дом, и твой, конечно, тоже!"
Значит ему везде можно ходить. А как иначе? Кухня общая, значит и его, комната общая , значит и его тоже. Это все его! Он ведь имеет на это полное право, даже по закону наследования. Вот и получается, что у наших детей нет границ. Я говорю вовсе не о вседозволенности, а о восприятии пространства. Потом дети вырастают и взрослые люди у нас справедливо считают, что вся наша земля общая, а значит и его, вся страна наша, а значит и его личная! Почему-то вспоминается стишок маленького мальчика из "Брата 2"
Я узнал, что меня есть огромная семья,
И тропинка и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое, это все мое, родное.
Это Родина моя. Всех люблю на свете я!
Это, конечно, не имеет ничего общего с тем, как растут дети во Франции. И вполне закономерно, что взрослые вырастают совсем другие. Нашим детям не нужна свобода с ограниченным пространством, им нужно все! Бескрайнее поле, Воля вольная! И не можем мы им объяснить, что эта клумба "частная собственность" и нельзя на ней цветочки нюхать. Можно! Приятно пахнет же!
Есть много нюансов и минусов в том, как мы относимся к личному пространству. Но вот какой ребенок по-настоящему свободен: тот, кому в спальню нельзя и в гардеробную не ходи, или тот, кто считает, что это все его!
Сейчас каждый родитель волен решать это по-своему. Но можем ли мы иначе?
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!