Найти тему
Год в истории

Лучший советский фильм

21 декабря 1925 года в московском Большом театре гаснет свет. Участники торжественного заседания, посвященного двадцатилетнему юбилею Первой русской революции, внимательно наблюдают за происходящим на белом экране. Напряжение нарастает, а сцены фильма о знаменитом восстании на броненосце «Потемкин-Таврический» захватывают сильнее и сильнее. В конце публика изумлена до предела: в черно-белом кино вдруг появляется яркий красный флаг, поднятый над броненосцем! Зал оглушают бешеные овации, а молодой режиссер Сергей Эйзенштейн с этого момента стал мировой величиной в кинематографическом искусстве.

Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн

К юбилею Первой русской революции советское правительство поручило подготовить несколько спектаклей для освещения событий 1905 года, а также снять полнометражный фильм. В качестве сценариста будущей картины была утверждена армянская революционерка Нина Агаджанова, а место постановщика занял начинающий режиссер Сергей Эйзенштейн, совсем недавно выпустивший свою первую крупную работу «Стачка» и планировавший целый цикл фильмов, посвященных революции.

Изначальный замысел показать целый ряд событий революционного 1905 года был трудноосуществим из-за сжатых сроков, поэтому решено было сосредоточится на одном из известнейших эпизодов, восстании на броненосце «Потемкин-Таврический». К работе над сценарием подключился и сам Эйзенштейн вместе со своим другом и коллегой, будущей звездой советского кино Григорием Александровым.

На съемках фильма
На съемках фильма

После утверждения сценария в июне 1925 года начались натурные съемки в Одессе, где и происходили основные эпизоды восстания. Для роли корабля был выбран списанный броненосец «Двенадцать апостолов», современник «Потемкина». В фильме снимались в основном начинающие актеры, для которых эта картина открыла дверь в мир большого кино. Также на съемках было задействовано большое число массовки, особенно в знаменитой сцене на Одесской лестнице.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Работа шла к завершению, но у немого фильма все еще не было музыкального сопровождения, поэтому на премьере и последовавшем за ней прокате использовалась музыка Баха. Незадолго до выхода картины для усиления эффекта Эйзенштейн применил особый прием, лично раскрасив на черно-белой пленке кадры с поднятым над кораблем красным флагом.

Премьера картины «Броненосец «Потемкин» произвела фурор. Тут же ее закупили для показа в Германии, а после она с успехом демонстрировалась по всему миру, где неоднократно признавалась лучшим фильмом в истории кино, чему способствовала специально написанная для международного проката композитором Эдмундом Майзелем музыка.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

К сожалению, фильм не обошла цензура. В разгар внутрипартийной борьбы из пролога была удалена цитата Льва Троцкого и заменена цитатой Владимира Ленина, также вырезались некоторые эпизоды. Но, тем не менее, картина продолжала цениться как в Советской России, так и за рубежом. Высокую оценку «Броненосец «Потемкин» получил даже от министра народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха Йозефа Геббельса, не питавшего любви к СССР и советскому искусству.

Афиша фильма
Афиша фильма

«Броненосец «Потемкин» занял почетное место среди величайших картин, а приемы, использованные в фильме, а иногда и целые сцены до сих пор используются в кинематографе. После творения Эйзенштейна даже скептически настроенные к кино политики осознали мощную пропагандистскую силу, влияющую на умы людей с белых экранов.

Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать:
О начале борьбы за пост лидера СССР;
О культе личности Сталина;
Об истории создания массовой коммунистической партии.

Спасибо за внимание! Уважаемые читатели, ваши лайки и подписка на канал помогают выходу новых статей.