Найти тему

Как менялось положение азербайджанской женщины от девятнадцатого века к двадцать первому?

Мнение писателя Айзека Алиева

В XX веке был запущен механизм эмансипации. Патриархальное общество по всему миру начало разваливаться. Женщины отвоёвывали себе всё больше прав и свобод. Наконец, наступило новое тысячелетие, и феминизация достигла своего пика. Одни люди придерживаются консервативных взглядов и ругают новые тенденции, приводя сотни и даже тысячи доказательств их несостоятельности. Другие готовы на любые жертвы ради равноправия, которое всё больше сводится к уменьшению прав мужчин и берёт курс на матриархат. Так обстоят дела на Западе. Так, но с опозданием лет на десять-двадцать, идёт развитие социума в России. Но как живут наши соседи в странах, где испокон веков были иные традиции и иная религия, подразумевающая подчинённое положение женщин?

Сегодня мы пересечём границу и совершим путешествие в Азербайджан в компании современного писателя Айзека Алиева. До того, как переехать в США в девяностых годах прошлого века, Айзек жил в Баку и знает всё о местных традициях и классической азербайджанской семье. Его книга «Чёрное золото Российской империи» также посвящена истории этого государства в конце XIX столетия, когда на его просторах были обнаружены богатые месторождения нефти. Так как книга является художественной, в ней раскрываются не только фактические события, последовавшие за этим, но также судьбы обычных людей. Многие из них являются историческими личностями. Говорится в произведении и о роли женщины в русском и азербайджанском обществе, о её обязанностях и правах в то далёкое от нас время.

«В романе я пытался показать весь социальный срез тогдашнего женского общества, от тёмных и забитых женщин до салонных светских львиц, – уточняет писатель. – Героиня романа, дочь богатого азербайджанского бека-нефтепромышленника, воспитанная фрейлейн и получившая европейское образование – весьма своенравная личность, которая, вопреки предрассудкам своего времени, поступает по велению своего сердца и ума. И даже идёт против своего любимого отца. Описана судьба несчастной русской девушки, которая в поисках лучшей жизни попадает в жернова разврата. Описан образ жизни европейских женщин, мужья которых создавали нефтяную промышленность в Баку».

Попробуем проследить, как менялось положение прекрасных дам в Азербайджане от XIX века к современности. Изучив этот вопрос досконально, чтобы создать в своём романе достоверную атмосферу, Айзек Алиев рассказывает:

«Азербайджанское общество XIX века – это типичное мусульманское восточное общество, со всеми вытекающими для женщины последствиями. Основа этого общества – патриархальная семья, где отец семейства – центральная и головная фигура, а женщина полностью подчинена ему. Эта патриархальность и плюс шариатские правила общежития делали положение женщин незавидным. Об угнетённом положении женщины Востока написано много. В нашем современном понимании в азербайджанской семье женщина того времени, будь она из низших социальных слоёв либо из высших, была абсолютно бесправной. До замужества молодых девушек, практически ещё детей, прятали от посторонних глаз, чтобы, не дай Бог, мужчины не могли увидеть их лица. Дочери в тринадцать-четырнадцать лет отец сам выбирал мужа, получал калым и отдавал её в семью избранника. Фактически это была сделка. В новой семье молодая жена должна была вести себя буквально как овечка, не смея перечить мужу ни в чём и терпеть не только его прихоти, но и свекрови. Кстати, в азербайджанской семье именно свекровь играет особую, центральную роль. Молодая жена полностью находится в её власти. И статус свекрови стал нарицательным в азербайджанском обществе. Примерно как тёща в русском».

Помимо героинь азербайджанского происхождения, в книге Айзека Алиева встречаются русские женщины. А это значит, истории русской семьи писатель также уделил внимание в процессе изучения материалов для романа.

«В отличие от азербайджанского общества, русское общество и русская женщина (имеются в виду высшие слои общества) в XIX веке были европеизированы, – говорит писатель. – Разумеется, это был очень тонкий социальный слой, тогда как простой люд жил по законам домостроя и того же самого патриархального уклада. Естественно, русское общество к концу XIX века было более прогрессивным относительно азербайджанского, и, соответственно, положение женщин было более свободным. Факт присоединения Закавказья к Российской империи сыграл, безусловно, положительную роль в развитии этого края, и в том числе с точки зрения положения женщины в обществе. Разумеется, наложение русской конвенции на азербайджанскую шокировало и потрясло основы и традиции коренных жителей республики. И, несмотря на религиозный фанатизм, азербайджанское общество медленно менялось, европеизировалось, в том числе и местные женщины. В советское время этот процесс ещё более ускорился. Советская власть, в отличие от царской, совершенно не церемонилась и буквально ломала патриархальный и религиозный уклад общества. Советская власть буквально насильно содрала чадру с женщин, отменила религию, которая неусыпно следила за соблюдением обрядов и традиций, в том числе женщин. Сходные процессы происходили и в русском обществе, и с русскими женщинами».

История представляет огромный интерес как для исследователей, так и для просто неравнодушных людей, которые хотят знать свои корни. Однако абсолютно каждого волнует больше не прошлое, а настоящее. В то время как эмансипация семимильными шагами идёт по миру, как меняется жизнь женщины в соседнем от нас государстве?

«В настоящее время в крупных городах азербайджанское общество современное и вполне европейское, – делится своими наблюдениями писатель. – В провинции, в деревнях и сёлах всё ещё сохраняются патриархальный уклад жизни, где женщина пашет от зари до зари, а дочерей продолжают выдавать замуж по желанию или прихоти родителей. Правда, с распадом Советского Союза, как и на всей территории страны, в Азербайджане началась тенденция возврата к своим корням, к своей религии, к традициям и обрядам. Небольшая часть молодёжи вновь стали носить чадру, и прочее».  

Есть реальность, с которой люди вынуждены мириться, а есть их личное отношение к той или иной проблеме. Очень интересно узнать, как человек, который родился, вырос и живёт всю жизнь на стыке очень разных культур, относится к роли женщины в современном обществе.

«Я лично противник традиционного семейного уклада, – заявляет Айзек. – Я за равноправное положение мужа и жены в семейных отношениях и верю в настоящую любовь. С другой стороны, пожив в США около 20 лет, я ловлю себя на том, что мне немного страшновато, с какой скоростью американские женщины завоёвывают всё больше и больше прав, которые уже давно противоречат самой их природе. Такую степень свободы и прав женщин мне уже никогда не принять. Это за пределами моего понимания о том, какой должна быть женщина. В первую очередь, она не должна терять женственности. И мне всегда не по себе, когда я наблюдаю за поведением фанатичных феминисток».