Доброго всем!
Сегодня я расскажу про ручное приготовление маршрутов. Маршрутов приема поездов, отправление и маневры. Ручной режим, это когда основные механизмы его приготовления, по каким-то причинам, не работают.
Первоначально я хотел ответить на один из комментариев к статье про сбрасывающую стрелку. Но, уже в процессе работы понял, что сильно то и ответить не могу. Судите сами, вот ниже сам комментарий.
Но в то далекое время я был еще настолько юн, что сам этих процессов не видел, а переписывать рассказы очевидцев дело настолько неблагодарное, что лучше и не стоит начинать.
Да, я представляю, что в каждой горловине каждого парка был стрелочный пост. Что женщины стрелочницы, почему то эта работа считалась женской, по команде дежурного готовили маршруты приема и отправления поездам, переводя стрелки и запирая их на замки. Потом докладывали дежурной, а та, на основе их докладов, открывала сигнал или задавала нужное положение крыльев семафора.
Я этого ничего не видел. Хотя подобные ситуации случались и в моей практике. Но обо всем по порядку.
Раньше, давно, стрелочные переводы были ручные. Сейчас тоже есть ручные, но они только на подъездных путях остались и в тупиках. Когда я пришел работать на железную дорогу, на главном ходу и на станционных путях были только централизованные, стрелки которые переводились электрическими моторами, управляемыми с пульта дежурной по станции.
Они и сейчас такие, ДСП с пульта переводит их, готовит маршруты. Но в каждом стрелочном переводе предусмотрена возможность его перевода в ручном режиме. И, в случае крайней необходимости или при неисправностях и невозможностях нормальной работы, стрелки переводят вручную.
Чтобы кто попало не мог перевести централизованную стрелку, перевести ее можно только с помощью специальной рукоятки, она называется КУРБЕЛЬ. Хранят ее за семью печатями, берегут как зеницу ока, а берут в руки только по команде дежурного по станции. Да и то, только те люди, которые указаны в специальном списке.
Обычно не идет одна, ну максимум две стрелки, может мотор сгорел, или подводящая сеть повреждена. А поезда то должны идти по расписанию не смотря ни на что. Вот тогда ДСП дает команду на приготовление маршрута, выдачу курбеля.
Ответственный работник отмыкает, тем же курбелем, на ящике перевода специальную заслонку, вставляет курбель и, вращая его, в ту или иную сторону переводит остряки стрелочного перевода. После докладывает дежурному, что стрелка номер, скажем восемь, по направлению стрелки, пусть будет двенадцать. Маршрут готов, стрелка на закладке.
Да, при приготовлении маршрута в ручном режиме стрелки запираются на закладку. А если работник готовит маршрут, в который входит несколько таких стрелочных переводов, то еще и на навесной замок, каждый.
Но один раз, в своей железнодорожной жизни, я видел, как вручную готовили маршруты по всем стрелочным переводам, всей станции. Для каждого отправляющегося и прибывающего поезда и для производства маневров.
Это была реконструкция станции, а точнее ее переключение на новый пульт. Несколько свободных от смены дежурных, в сигнальных жилетах, с курбелями в одной горловине станции. Несколько в другой горловине. У каждой группы инженер или заместитель начальника станции.
Это было крутое зрелище, когда после каждого полурейса к стрелочным переводам устремлялись дежурные и вручную переводили стрелку в нужном направлении. В таком режиме станция работала с конца ночной смены и весь день. И только в следующую ночную смену все стрелки и сигналы стали переводиться в нормальном режиме.
Когда еще замыкают стрелки по маршруту на замки
Это иногда случается и при нормальной работе всех механизмов. Например, так ограждают путь, чтобы на него не заехали даже случайно. Или при приготовлении маршрутов специальным поездам.
Был такой случай. Я тогда работал на товарном дворе. Все сделал, все закончил и уже хотел выезжать на станцию. Но оказалось, что ожидается прибытие специального поезда. Нам велели спрятаться на территории товарного двора, стрелки замкнули на замки по маршруту следования специального поезда.
Я спрятал состав, а так как смена уже подходила к концу. То пошел пешком на станцию, в раздевалку. У стрелки стоял наш инженер и еще два человека «в штацком». Я прошел мимо и пошел дальше, но ко мне подошли еще два человека и, вежливо, но настойчиво так, рекомендовали идти по другой дороге.
А едва я перешел пути и пошел по дальней тропинке, мимо меня на большой скорости на станцию прибыл специальный, известный во всем мире, бронированный поезд Ким Чен Ира.
Я сейчас посмотрел в интернете, это было 23 августа 2011 года. Когда-нибудь, в мемуарах, я выведу отдельной главой: «Мои встречи с Ким Чен Иром»
Ваш В.В.
P.S. Не забудьте подписаться на канал, впереди еще много интересного!
И постарайтесь не материться в комментариях