Найти тему
Коммерсантъ

Как государству следить за едой школьников, походы со спасателями и жесткая локализация автопрома

ГЛАВНОЕ

В правительстве хотят ужесточить контроль за поставками продуктов в школы, больницы и детские сады. Внимание к проблемам школьного питания привлекла массовая вспышка дизентерии в московских детсадах в конце прошлого года: поставки некачественного творога в учреждения, обслуживаемые «Конкордом» Евгения Пригожина, шли с «Чаплыгинмолока». В системе социального питания крутятся 600 млрд рублей в год, половина из них приходится на школы. Закупка услуг на организацию питания и закупка продуктов, из которых готовят на месте, существуют отдельно.

К решению привлекаются Минсельхоз, Минфин, ФАС, Роспотребнадзор и Роскачество. В феврале профильный вице-премьер уже обсуждал введение обязательных лабораторных исследований закупаемых для госучреждений продуктов с высоким риском фальсификации. Как разбирает «Огонек» (~ 13 мин), сейчас приемка на местах довольно условна и лежит на директорах, а лабораторные исследования партий продуктов ограничиваются проверкой документов. Цепочка перекладывания ответственности длинная: сбой может произойти как на этапе отгрузки, так и при транспортировке или хранении.

Поставщиков могут обязать перед закупкой представлять результаты производственного контроля. Расходы на исследование одной категории товара — до 20–30 млн руб. в год. Дополнительные издержки, очевидно, подтолкнут рынок к консолидации, а определенные лаборатории получат возможность хорошо заработать (подробнее, ~ 4 мин). В школах, которые кормят монополисты, снижается качество питания, а жалобы родителей игнорируются. Именно им в итоге отводится основная роль в мониторинге качества питания в детских учреждениях.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

  • Полисы ОСАГО подешевели с начала года на 6%, это около 300 руб. на водителя. Мотоциклисты и мотороллеры в итоге выиграли до половины стоимости. Автостраховщики считают это результатом реформы тарифов, когда базовый коридор был расширен на 20% и прогрессивно дифференцированы коэффициенты возраста и стажа. С апреля вступает в силу следующий этап — коэффициент аварийности всех водителей («бонус-малус») переназначат на год вперед по наименьшему текущему показателю. В проблемных регионах вместо рандомного назначения страховщика появляется возможность выбрать из списка компаний (подробнее, ~3 мин).
  • Потенциальная база розничных брокеров — более 2 млн россиян с доходом от 75 тыс. руб. и накоплениями 300+ тыс. руб. Каждый пятый вообще не интересуется управлением бюджетом и инвестициями. Финансисты переориентируются на аудиторию с относительно небольшими доходами и предлагают консервативные или продукты без комиссии, конкурируя со стандартными банковскими вкладами. Всех клиентов можно поделить на «самостоятельных экспертов» (22%), которые готовы пожертвовать текущим уровнем жизни; «прогрессивных деятелей» (15%), склонных к накоплению для семьи; «перспективных жизнелюбов» (16%), «активных обывателей» и «консерваторов» (24%), копящих на черный день. В 2015–2018 годах те, кто инвестировали в ОФЗ, заработали почти столько же, сколько и на более агрессивных инструментах (подробнее, ~3 мин; критерии выбора).
  • Тургруппы и индивидуальных путешественников обязали предупреждать о походах в горы и по другой труднодоступной местности. Информировать спасателей о маршруте можно через сайт или по почте регионального МЧС, куда планируется поездка, как минимум за 10 дней до старта экспедиции. Указываются время выхода и возвращения, контакты организатора и близких туристов. Меры должны значительно облегчить поиски потерявшихся. Кроме того, специалисты помогут проверить личное снаряжение (подробнее, ~2 мин).

НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ

Параметры господдержки автоконцернов пересматривают так, что с локализацией не справятся даже местные компании. Минпромторг ориентирован на высокотехнологичную локализацию, а не на «кузов-коврики», как Минэкономики. Список компонентов, из которых можно выбирать, что производить в России, расширен до нескольких тысяч позиций. Но набрать баллы и для заявок на поддержку экспорта и компенсацию пошлин, и для доступа к льготным автокредитам и лизингу, и для участия в госзакупках станет сложнее. Попробуйте, например, сварить, покрасить и отштамповать кузов на 70% российского металла и поставить двигатель и коробку передач. Большой вес у электроники (системы управления двигателем или трансмиссией), которая обычно строится на глобальных платформах. Допбаллы за инвестиции в НИОКР. АвтоВАЗ, ГАЗ, «Соллерс», КамАЗ уже вкладывают 1–2% выручки (подробнее, ~5 мин).

НАГЛЯДНО

-2

Оставайтесь в курсе событий — подписывайтесь на этот утренний + вечерний выпуск рассылки «Выбор редакции»