Найти тему
Тёмный историк

«После Сталинграда» или как немецкие войска к обороне переходили.

Как мы знаем, первые свои военные кампании вермахт «проворачивал» в рекордно короткие сроки, что называется, без шума и пыли (фигурально выражаясь).

Польша, Югославия, Франция, Норвегия — были разгромлены очень быстро. Немцы приобрели фирменный военный почерк — агрессивные наступательные операции стали залогом батального успеха нацистов.

Руководство Рейха, как военное, так и политическое, не желало возвращения позиционных ужасов Первой мировой.

А вот после 1940 года стратегия немцев стала меняться. Вермахту пришлось решать новую задачу, которая заключалась в удержании уже завоеванных рубежей.

Но если в 1941 и в 1942 годах немцы осуществляли оборонительные операции с целью отбить советские контратаки, а потом самим перейти в очередное «дранг нах остен», то после Сталинграда лафа закончилась.

И все предыдущие достижения начали накрываться медным тазом...
И все предыдущие достижения начали накрываться медным тазом...

Это осознал сам Гитлер, который в феврале 1943 года заявил одному из своих военачальников: «войну с русскими нам наступлениями уже не выиграть».

Нет, конечно, немецкие войска еще будут проводить наступательные операции (Курская дуга, Балатон, Вахта на Рейне). Но все это будет щедро разбавляться оборонительными действиями.

Немцы понимали, что удержать огромные просторы нашей родины им, обескровленным, теперь будет непросто.

На смену отдельным укрепленным пунктам образца 1941—1942 годов приходят глубокоэшелонированные крепости двадцатого века.

Руководство Рейха с 1943 года начало особое внимание обращать на «естественные рубежи» — широкие реки навроде Днепра, Дуная, а, впоследствии, и Одера.

В неприступные твердыни превращали порой и целые города.

Еще у немцев были Атлантический Вал и Линия Зигфрида на Западе. Правда первую достроить не успели, вторая же — и вовсе к 1944 году безнадежно устарела.
Еще у немцев были Атлантический Вал и Линия Зигфрида на Западе. Правда первую достроить не успели, вторая же — и вовсе к 1944 году безнадежно устарела.

Особенно мощные укрепления немцы начали возводить после Курской дуги. Оборонительные линии Рейха разделялись на несколько зон, щедро снабжались теперь дотами и траншеями.

Правда, немцам зачастую недоставало резервов. Но даже при нехватке кадров глубина обороны могла составлять до пятнадцати километров!

Советским войскам при таком раскладе пришлось усиливать бронетанковые части, создавая «железные кулаки» на главных направлениях удара.

Парадокс, но немцы во второй половине войны «скатились» как раз к тому, чего ранее так опасались — к позиционной оборонительной войне. В подобного рода борьбе Рейх лишь продлевал собственную агонию... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.