Найти тему
ОНИ

Как легендарный ТУ-95 переделали в атомный бомбардировщик

«Ту-95» с 1952 года является самым быстрым в мире самолётом с турбовинтовыми двигателями. Сразу после его появления у инженеров родилась идея модернизации ТУ-95 с целью установки на борт атомного реактора.

В 1956 году начались работы по проекту «Ту-95ЛАЛ» (летающая атомная лаборатория). Самолёт длиной почти 50 метров и массой около 150 тонн был рассчитан на девять членов экипажа. Он оснащался четырьмя турбовинтовыми двигателями, общая мощность которых составляла 60 тысяч л.с. Ядерный реактор было решено размещать в грузовом отсеке.

В то время советские атомщики утверждали, что полноценный и безопасный реактор должен быть размером с дом. Однако инженеры, работающие над самолётом, смогли адаптировать конструкцию реактора, значительно уменьшив её габариты. «Сжатие» реактора значительно ослабило радиационную защиту, поэтому на заднюю стенку кабины экипажа устанавливался толстый слой свинца.

«Ту-95ЛАЛ»
«Ту-95ЛАЛ»

Уже через два года был построен испытательный реактор и наземный стенд для его тестирования. В ходе проверки под Семипалатинском, внештатных ситуаций обнаружено не было, а заданная мощность была успешно получена. Следующим шагом стало испытание реактора во время полноценного полёта с экипажем.

Весной 1961 года состоялся первый полёт «Ту-95ЛАЛ» . За несколько месяцев состоялось 34 полёта, все из которых прошли успешно. Испытания показали что конструкция получилась достаточно удачной, защита эффективно справлялась с радиацией, однако требовались некоторые доработки. Концепция «атомолёта» казалась перспективной, и было решено дальше развиваться в этом направлении. По завершении лётных испытаний самолёт был отправлен в Иркутск, где с него был демонтирован реактор.

Снятие реактора с «Ту-95ЛАЛ»
Снятие реактора с «Ту-95ЛАЛ»

Сам самолёт был уничтожен, после чего начались работы над новым проектом атомного самолёта — «Ту-119». Также проектировался сверхзвуковой бомбардировщик «Ту-120» с шестью двигателями, способный нести вооружение массой до пяти тонн.

Однако американцы посчитали подобные проекты нецелесообразными и прекратили свои разработки. СССР стало некого догонять, к тому же проекты были очень дорогими и опасными (авария в бортовом реакторе могла вызвать глобальную катастрофу). В итоге в конце 1960-х годов все работы в этом направлении были прекращены.