Держатели акций китайского онлайн-ритейлера Alibaba получили к настоящему моменту прибыль в 92%, если купили их на IPO (первичном предложении акций компании), состоявшемся 19 сентября 2014 года. Об истории этого очевидного инвестиционного успеха пишет CNBC:
https://www.cnbc.com/2019/03/12/alibaba-short-to-medium-term-concerns-over-china-slowdown.html
IPO Алибабы стало в своё время рекордным. Тогда компании удалось выручить за выпущенные акции $25 миллиардов, причём в течение первого торгового дня их стоимость выросла на 38% с $68 (цена предложения) до $93.89. Если взять эту последнюю цену и сравнить с нынешней (около $180), то мы получаем рост на 92% всего за 4.5 года. Поистине выгодное вложение!
Согласно последним данным, рыночная капитализация Алибабы составляет $467.66 миллиардов. За последние 12 месяцев она выросла на 31%. Минус для инвесторов состоит в том, что компания не платит дивиденды по акциям, но величина возможного заработка на перепродаже (для тех, кто приобрёл их 4-4.5 года назад) является гораздо более увесистым плюсом.
Alibaba была основана в 1999 году Джеком Ма и 17-ю его компаньонами. Первоначально Ма управлял сайтом Alibaba.com из своей квартиры в городе Ханчжоу. С тех пор небольшой стартап превратился в огромную технологическую корпорацию, которая является одним из мировых лидеров в области онлайн-торговли, электронных платежей, логистики, услуг доставки, а также развлечений, облачных вычислений и многого другого.
Компания постоянно и успешно инвестирует в новые области роста, и огромный китайский рынок просто-таки обрекает эти инвестиции на успех. При этом Alibaba уже около десяти лет работает на мировом рынке.
Некоторые аналитики считают, что постепенное замедление роста китайской экономики ударит по доходам Алибабы. Одновременно, на международном уровне компания может столкнуться с проблемами из-за торговой войны между США и Китаем. Это должно негативно отразиться на акциях Alibaba в краткосрочном и среднесрочном периоде.
Однако пока эти прогнозы далеки от реальности. В последнем квартале 2018 года общий доход Алибабы вырос на 41% по сравнению с тем же периодом годом ранее, до 117 миллиардов юаней (более $17 миллиардов). На День холостяков 11 ноября — китайский праздник, во время которого традиционно проходят распродажи — выручка Алибабы составила $30.8 миллиарда.
Компания не только вкладывается в новые технологии, но и расширяет своё географическое присутствие, налаживая сеть услуг доставки в малых городах Китая, на которые приходится до 70% всех новых клиентов.
Впрочем, инвестиции в китайскую провинцию по очевидным причинам менее эффективны и прибыльны, чем предыдущие вложения в крупные города. Жителей мегаполисов, которые давно привыкли пользоваться Алибабой, её маркетологи и рекламщики пытаются заставить покупать больше товаров, чем раньше. Но уровень потребления сильно зависит от перспектив роста экономики, и в этом плане замедление Китая действительно может стать для компании Джека Ма большой проблемой.
В общем и целом, Алибаба за последние годы заметно больше инвестировала в постоянное расширение, чем получила доходов. Компания, как и многие другие в Китае зависит от кредитной накачки и потому её положение не вполне устойчиво, несмотря на впечатляющий рост большинства показателей.
Тем не менее, все эти вложения в завоевание рынка обязательно должны окупиться в долгосрочном периоде, считают аналитики. Онлайн-торговля составляет сейчас лишь 21% от китайского рынка товаров, при этом ежегодное увеличение этого показателя достигает 1.8%.
Что касается конкуренции на рынке интернет-торговли, то она также растёт, однако другие онлайн-ритейлеры вряд ли сумеют значительно потеснить Алибабу в ближайшем будущем. Сейчас корпорация занимает 66% китайского рынка, и с учётом того, что потребление в КНР увеличивается примерно на 7% в год, даже при некотором сокращении рыночной доли доходы Алибабы будут расти.
Такие статьи часто вредны для инвесторов, ибо некоторые из них начинают искать следующий Amazon или следующий Alibaba или Microsoft, в надежде быстро разбогатеть. Обычно это заканчивается покупкой аналога акций Pets.com (онлайн-продавец товаров для домашних животных, обанкротившийся в результате краха доткомов в 2000 году) или Blue Apron (поставщик продуктовых наборов по рецептам, капитализация которого рухнула на 80% менее чем за год после IPO).
С другой стороны, России действительно нужны истории успеха, как у Alibaba, и нужны IPO молодых технических компаний с большим потенциалом роста. Но увы, в России таких публичных компаний практически нет (разве что Яндекс, однако у него главный листинг в США).
На Мосбирже в основном торгуется нефть, и газ, и металлургия (что в общем-то неплохо, но явно не хватает диверсификации). Пока эта проблема не решена, и российские деньги, ищущие новый Майкрософт или Алибабу, будут уезжать в Нью Йорк или Гонконг.