Знаменитый «Пепелац» на Арбате — это без сомнения главная Архитекторская Мекка. Каждый столичный модник-архитектор влюбляется в это здание и обязуется хотя бы раз в жизни посетить его. И объяснить это сложно. Сложно, как само строение… или наоборот неприлично просто. Суть два цилиндра, в народе получившее название продырявленных консервных банок, или просто «Пепелац» — не было понято ни тогда, в 1929 году, ни (тем более) сейчас. Не было оно и понято родственникам архитектора-авангардиста. По признанию, они были замучены причудливым строением и втайне от властного отца завидовали другим детям, которые жили в обычных советских «коробках».
Однако, оставим критику и попытаемся разобраться, что же двигало автором, ведь все-таки нельзя не признать и значения здания, даже если значение это отрицательное. Просто даже затем, чтобы больше никогда не повторять чужих даже таких знаменитых, не побоимся сказать, великих ошибок.
Необычный архитектор отрицал все наносное, привычное, что было вполне в духе того времени, чтобы лучше понять архитектора, надо обратиться к его первой работе - к павильону "Махорка", который вызвал фурор и с тех пор слава не покидала архитектора. За небольшой период времени, всего за два года! архитектор возвел 6 зданий в Москве. На эти-то деньги архитектор, не став откладывать, и приступил к постройке дома для своей семьи в самом центре города, в Кривоарбатском переулке.
Главной задачей К.Мельников в этом случае видел - построить дом без единого угла и надо сказать, что это у него почти получилось. Все же некоторые углы в здании прослеживаются. Главным образом в самих комичных окнах, главном витраже - на два этажа дома, перегородках образующих волей-неволей "ненавистные" углы. Хотя вполне возможно, что автор был терпим к углам, но что ли не в это раз. Супруга долгое время сопротивлялась воле мужа, но потом вынуждена была принять решение архитектора. Все же сказывался опыт мастера. Примерный диалог можно попытаться представить, а если это затруднительно, то предлагаем вашему вниманию следующую реконструкцию:
- Дорогой, мне кажется, в доме гостям будет трудно ориентироваться в круглых-то комнатах.
- Возможно ты в чем-то и права, но и ты не забывай с кем общаешься. Перед тобой не только муж, а автор как-никак 6 зданий в Москве!
Скорее всего на этом диалог заканчивался.
Что касается экспликации, она была следующей: кухня и столовая располагалась на первом этаже, как и две детские и гардероб. На втором этаже - гостиная и спальня. На третьем, последнем этаже - мастерская архитектора с возможностью выхода на гигантскую террасу. Надо признать, что это не самое плохое решение. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживаются довольно спорные вещи: спальня помимо того, что имела низкие потолки, была всего одна и это на такой-то большой дом. Отделяли детей от родителей условные перегородки, что не имели дверей и даже не соприкасались с потолком. Так и на третьем этаже - то есть в мастерской, не было возможности выйти на террасу кроме, как по маленькой лестнице высотой в половину этажа.
Хотя мы и признаем, что это все по-своему красиво и романтично и дом архитектора точно никого не оставляет равнодушным, но точно и то, что такой подход к домостроению ни в коем случае нельзя брать на вооружение проектировщикам. Это стало понятно и в советское время. Одно время на архитектора даже ополчилась вся архитекторская бюрократическая "знать", раскритиковав все существующие и бумажные проекты К. Мельникова. Но и мы не могли не поделиться своим мнением, с позиций, конечно, чего не скрываем, более практических. Все-таки свою задачу мы видим именно в таком, то есть противоположном, подходе к архитектуре, оформлению быта.
Русский Дизайн