Киевский день Помпеи — Куренёвская трагедия — техногенная катастрофа, произошедшая в столице Украины ранним утром понедельника, 13 марта 1961 года, в результате которой под
4-метровым слоем глины оказался столичный район Куренёвка с его жителями и инфраструктурой. Количество погибших не поддаётся исчислению.
Проклятие Бабьего Яра
В послевоенном Киеве, в соответствии с линией партии, старались всячески избавиться от евреев. Сейчас это выглядит дико, но вернувшихся из эвакуации советских граждан еврейской национальности отказывались селить в их довоенных квартирах. Более того, по пережившей оккупацию советской Украине прокатились еврейские погромы. Поэтому место расстрела 150 000 евреев, цыган, караимов, психически больных и советских военнопленных в оккупированном Киеве в 1941 году — Бабий Яр — не могло стать при той власти местом поминовения, разве что притягивало мародёров. Практически каждую ночь «чёрные копатели» пытались найти золотые изделия или зубы убиенных.
Решить проблему Бабьего Яра городское партийное руководство предложило кощунственным способом. Идея замуровать память принадлежит Алексею Иосифовичу Давыдову (1907—1963), который с 1947 года занимал должность председателя исполкома Киевского горсовета. На месте, где присыпанные землей покоились останки расстрелянных, планировалось разбить парк культуры и отдыха с аттракционами и танцплощадкой. И мотивировка была людоедской: раз расстрелянные не покинули город и попали в плен — значит, они не заслуживают человеческого отношения даже после смерти.
Хроника предыстории
В 1950 году в Министерстве промстройматериалов СССР в Москве разработали проект организации в Киеве гидротехнического сооружения для выгрузки отходов с Петровских кирпичных заводов.
2 декабря 1952 года Киевский горисполком принял решение о создании свалки строительных отходов в Бабьем Яру, подписанное председателем горисполкома Алексеем Давыдовым, и на месте песчаного карьера приступили к сооружению гидроотвала. Вначале вокруг по периметру насыпали земляные дамбы и в образовавшийся гигантский резервуар с увеличенными бортами с помощью земснарядов стали закачивать отходы в виде пульпы с предприятий по добыче глины и производства кирпича.
13 марта 1961 года необратимые изменения начались в четвёртом часу ночи, в 6:45 утра дамба начала разрушаться, а в 8:30 её прорвало окончательно. Вначале внезапное появление потока воды сделало невозможным движение по улицам киевского района Куренёвка. Вскоре со стороны Бабьего Яра со скоростью пять метров в секунду хлынула волна пульпы — глинистых отходов кирпичного производства. Грязевой вал шириной 20 и высотой 14 метров понёсся вниз по Ново-Окружной улице (ныне — улица Елены Телиги) к трамвайному депо, и с другой стороны — с обрыва вниз, мимо Кирилловского монастыря, полностью затопив стадион «Спартак» и часть улицы Фрунзе (ныне — Кирилловская). Серо-коричневая селевая лавина из глины, песка, окатышей и прочей грязи заполнила улицы, по ходу переворачивая и увлекая за собой легковушки, грузовики и 10-тонные трамваи, разрушая здания и смывая людей. Падение электрических столбов привело к возгоранию переполненных пассажирами трамваев, троллейбусов и автобусов. Люди были застигнуты врасплох. Через считанные минуты территорию в 30 гектаров невозможно было узнать. Потоп продолжался полтора часа, и его последствия были катастрофическими. Потоп продолжался полтора часа, и его последствия были катастрофическими. Растёкшиеся 700 000 кубометров пульпы затвердели как кирпич, скрыв под собой всё до 4-х метров снизу.
Больше всего досталось предприятию «Укрпромконструктор». Пульпа практически полностью уничтожила трамвайное депо имени Красина, а поскольку вовремя не отключили энергоснабжение, большинство погибших транспортников скончались от поражения электрическим током. Работники трамвайного депо смогли-таки отключить силовую электроподстанцию, предотвратив своими самоотверженными действиями, дальнейшие пожары на электротранспорте и электротравмы. Стадион «Спартак», прилегавший к Подольскому спуску, был затоплен слоем жидкой глины по высоту его ограды. Выдержала удар Подольская больница, на крышу которой успели взобраться и тем самым спастись некоторые пациенты и медработники.
Согласно официальному отчёту с пометкой «для служебного пользования», в результате аварии разрушено 68 жилых, включая два общежития, и 13 административных зданий. Непригодными для жилья оказались 298 квартир и 163 частных дома, в которых проживало 353 семьи численностью 1228 человек. Данных о пострадавших в отчёте нет. Позже было названо число 145—150 погибших.
Чтобы не будоражить общественность, истинное количество погибших засекретили. По авторитетным оценкам их количество может колебаться в пределах 1500—2000 человек. Сейчас установить численность заживо погребённых и умерших от ран в результате катастрофы практически невозможно.
Официальное сообщение о произошедшей трагедии прозвучало по радио только 16 марта. А до этого времени городскими и партийными властями было принято решение отключить в Киеве междугороднюю и международную связь. В течение нескольких суток Киев молчал в буквальном смысле — никуда невозможно было дозвониться. На несколько недель даже изменили курсы взлёта и захода на посадку пассажирских самолётов, чтобы с воздуха невозможно было наблюдать место катастрофы. Чтобы снизить общественный накал, погибших хоронили на разных кладбищах, указывая в документах разные даты и причины смерти. Даже гражданские панихиды были запрещены. Любая информация о куренёвских событиях и далее подвергалась жёсткой цензуре.
На ликвидацию последствий катастрофы были брошены воинские подразделения. Солдаты работали днём и ночью. По соображениям секретности занятых на ликвидации военных не меняли двое суток. Сначала копали вручную, лопатами. Когда пульпа застыла, пригнали технику. Ковши экскаваторов доставали разорванные на куски тел погибших. Иногда, по свидетельству очевидцев, раздавались предсмертные крики и стоны.
Тысячи киевлян потянулись в Павловскую психиатрическую лечебницу, где в зале клуба складывали рядами погибших, чтобы попытаться найти и опознать своих родных.
Социалистическое строительство
В конце 50-х – начале 60-х строительная отрасль ощущала острую потребность большого количества кирпича. В период массового строительства кирпичные заводы работали в три смены круглосуточно. Поэтому пульпа поступала непрерывно в количестве, которое троекратно превышало расчётную величину. Защитную дамбу следовало делать бетонной и выше на десять метров. Потенциальную опасность представляло и то обстоятельство, что заполненная производственными отходами огромная земляная ёмкость на 60 м возвышалась над столичным районом Куренёвка. К тому же, проектировщики просчитались с водоносностью почвы на дне бывшего карьера и сэкономили на дренаже. Из-за малого диаметра дренажных труб вода не успевала отводиться.
За четыре года до трагедии по результатам инспекции администрацию Петровских кирпичных заводов и начальника городского отделения Гидромеханизации поставили в известность о неудовлетворительном состоянии объекта в весенний период. Из-за обильных снегопадов зимой нередко случалось так, что вода с песком переливалась через край, и прилегающие территории оказывались подтопленными.
По факту техногенной катастрофы прокуратурой УССР было возбуждено уголовное дело, Согласно заключению экспертной комиссии, причиной аварии стали «ошибки в проекте гидроотвалов и дамбы». Суд в закрытом режиме рассмотрел дело и приговорил шестерых должностных лиц к тюремному заключению.
***
Спустя восемь лет, в апреле 1969 года, без заключения геологов и согласования с историками и археологами в Куренёвке по улице Ново-Окружная, д. 50 было развёрнуто строительство универсама. При забивке свай в результате оползня образовалась воронка в 50 м, и из неё фонтаном начала бить вода, вынося на поверхность обмотанные колючей проволокой трупы моряков Днепровского отряда Пинской флотилии, расстрелянных 10 января 1942 года.