Найти тему
Сергей Клычков

Статья "Волшебная волна" в журнале "Роскошный дом" №1 2019 профессор Ольга Петрова

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

«Волшебная волна» (размышления о живописи Сергея Клычкова)

Стихи писать - дурацкая затея!

Потешить эго?,

показать себя?

Порою, средство от безделья,

А, иногда - волшебная волна! …

Сергей Клычков(Младший)

К своему эссе о творчестве художника Сергея Клычкова я выбрала эпиграфом его же стихотворные строки, поскольку они имеют самое прямое отношение и к изобразительному творчеству этого автора. Его живопись в такой же степени как и поэзия – органическая потребность отражения того, что рождается и таится в глубинах сознания и подсознания. Эмоции, мысли, чувства – все это переполняет и требует выхода наружу. Иначе нельзя. Такова природа таланта. Он не может не заявить о себе. У Сергея этот процесс проявляется в разных направлениях: живопись, фотография, литературное творчество. (От деда, известного писателя и поэта Серебряного века Сергея Антоновича Клычкова, унаследован очевидный литературный дар). Сергей не стремился изначально стать художником или поэтом. Наоборот, ушел от этих весьма непрактичных видов деятельности, став сначала переводчиком, а потом и бизнесменом. Но от себя не уйти… И к настоящему времени Сергей Клычков (Младший) – не только создатель более 120 живописных работ, неоднократно участвовавший в разнообразных выставках как в Москве, так и в Нью-Йорке, не только творец поэтических строф, но и автор объемного увлекательного фантастического романа о жизни современной Москвы, «Эго и нечисть» (2017), к которому выполнил целую серию прекрасных, остроумных автоиллюстраций. Занимается Сергей и издательской деятельностью: в 2016 году им выпущен в свет том полного собрания сочинений деда…Все вместе это не может не вызывать чувства если не восторга, то огромного уважения и интереса… Но сегодня мы будем говорить о живописи Сергея 2 Клычкова, а поэтические вкрапления станут лишь кратким дополнением, отражением единства внутреннего мира автора… Современное искусство, все еще пребывающее в лоне эклектичной эстетики пост-модернизма, как известно, весьма разнообразно. Поляризация поистине громадна: от фотореализма до монохромных беспредметных полотен. Найти свое место в этом пестром поле весьма непросто Для этого надо обладать не только соответствующими способностями, не только собственным видением задач, но и решительностью в их воплощении. Художник Сергей Клычков несомненно, всем этим наделён. Его живописи с самых первых опытов была присуща редкая независимость и спонтанность. В детстве он в течение нескольких лет брал уроки у известного художника-графика А.Л.Шварца, но первую самостоя 3 ангела, не то демона на тревожном красно-бордовом фоне, парящий в углу белый голубь-душа…Через много лет, в 2014, появится стихотворение «Папа», также полное неизбывной горести, которое завершается такими строками: …Мне сорок пять и сын меня уж выше Я много сделал, что-то повидал Я ставлю свечку, может он услышит? Мой милый Папа, будь со мной всегда! На девянадцать лет растянулся перерыв в живописных экзерсисах Сергея Клычкова…Он закончил Лингвистическую академию, работал переводчиком во многих странах, учился в Академии народного хозяйства, стажировался в Оксфорде, постепенно перешел в бизнес, появилась семья, дети…Казалось бы, все прекрасно, но…заложенное природой дарование требовало реализации и Сергей вновь начинает заниматься живописью. С 2006 года и по настоящее время он вполне органично совмещает литературное и живописное творчество с бизнес–проектами. Это дает свободу от необходимости зарабатывать искусством на жизнь, и творчество обретает совершенно спонтанный и независимый от материальных факторов характер. Крылатаые слова, что «живопись - это свобода» в данном случае абсолютно справедливы…Живопись Сергея Клычкова действительно свободна от каких-либо внетворческих задач. Уже первые работы, созданные после долгого перерыва, позволяют судить, что природное дарование никуда не исчезло. Вот, например, работа «Роза» (2006). На ней запечатлена юная хрупкая обнаженная девушка с копной рыже-красных вьющихся волос, сидящая, обхватив руками колени, и печально смотрящая в пространство. Перед ней – небрежно брошенная красная роза и осыпавшиеся лепестки…Рождается ощущение глубокой печали и разочарования. Тема молодой женщины в дальнейшем станет одной из явно выраженных в живописи Сергея Клычкова. Картин на эту тему появится 4 немало. Вот, например, очаровательный образ юной красавицы с золотистыми волосами и отливающим золотом пластичным телом («Золото на голубом» (2008). Или годом раньше написанная героиня полотна «Оранж», привлекающего необычным ракурсом изображения обнаженного тела. Заслуживает внимание и созвучная по грустным ноткам работа «Прощание» (2015). Все это вполне реалистические образы, очень одухотворенные и нежные. Но часто встречаются и гротескные, экзальтированные формы отражения женской темы. Это работы «Гроза», «Жар страсти», «Пузыри» (2010), «Кальян» (2014). Здесь проявляется другая, вампическая, сторона женского начала. Замечательна по композиции, колориту и настроению работа «Заснувшая с книгой» (2016). Не могу не упомянуть и картину «Предчувствие», которая стоит несколько особняком, но тоже сопричастна женской теме. Яркое, мозаичное, напоминающее о стилистике геометрического абстракционизма поле картины и опирающийся на локти женский торс. Сквозь раздвинутые тонкие пальцы закрывающих лицо ладоней мы видим полный тревоги, напряженный взгляд карих глаз. Работа эта, при всей своей декоративности, отражает мысль о провидческой сущности женской натуры… Еще одним доминирующим жанром живописи Клычкова является портрет. Портрет отца, портреты деда, дочери, сына, друзей – все это постоянный поиск новых, соответствующих сущности изображения стилей и приемов. Достаточно сравнить, например, два портрета деда, Сергея Антоновича Клычкова, чтобы понять сколь различны задачи, которые он перед собой ставит. Один портрет (2015) вполне академичен. Здесь Сергей Антонович представлен как человек, увлечённый творчеством, с интересом читающий то, что написано в книге. Портрет написан с использованием светотени и объема. Это редко встречается в живописи Клычкова. Он предпочитает более яркие, броские решения. Но помимо почти фотографической точности изображения, здесь явно выражено желание 5 показать личностную значимость и человеческую состоятельность изображаемого. А вот другой портрет (2014), выполненный в манере, близкой по стилистике к работам экспрессионистов, когда все черты заострены и утрированы: огромные грустные серо-голубые глаза, полные печали и скорби, хрупкость и незащищенность всего облика. В этом взгляде запечатлен ужас от творящегося вокруг, отражено предчувствие личной трагедии: Сергей Клычков (Старший) был репрессирован и расстр 6 Балтийского моря – и в некоторых других работах. Сын же представлен в более авангардной, мужественной манере. Вспоминаются портреты кисти Ван-Гога, Матисса…Объект изображения задает тон и предопределяет стилистику изображения. Можно отметить и автопортреты, которые тоже очень разные. На одном написаны лишь выразительные глаза – зеркало души и связующая нить между жизнью и миром искусства. На другом («Автопортрет в желтой рубашке с настоящей палитрой» – 2018) мы видим шаржированный гротескный образ энергичного, крепкого, и даже брутального человека. Эффектность композиции придает цветовая гамма, состоящая из белочерных цветов шахматного поля, желтого цвета стены, рубашки и глаза героя и многоцветия реальной палитры… По словам художника, иногда он воссоздаёт на своих полотнах образы людей, которых видел лишь однажды, но которые произвели на него особое впечатление: похожей на мадонну показалась задремавшая в поезде девушка-итальянка, бродяга-старик напомнил вдруг Ван Гога; девушка из кафе на Монмартре покорила энергетикой и французским шармом. Все это – плод неустанной работы всевидящего ока художника. Сергей Клычков назвал альбом с репродукциями своих работ, подготовленный к юбилейной выставке в августе 2018, «Очень странная живопись». Я бы сказала, что не столько странная, сколько нестандартная, необычная, что, несомненно, является моментом положительным. Только необычная живопись сейчас и может привлечь внимание, Рассмотрим еще одно направление в творчестве Клычкова – «Цветы». Цветы – это прекрасно. На любой выставке можно увидеть изображения роскошных пионов, роз, сирени.. Глаз не оторвать. Но все это сводится к стремлению передать именно красоту цветка. Другое дело – работы Клычкова. Здесь сюжеты с цветами несут глубокую символику. Об этом можно судить даже по названиям. Например, одна из первых цветочных композиций называется «Восторг». Изображены красные цветы в горшочке. 7 НО, очевидно, что цель создания картины не сами цветы, а то восхищение, которое они вызвали. А вот и еще более интригующие названия: «Сухой букет роз», «Мертвые цветы», «Букет разочарования», «Букет для Арты»…Соответствует названиям и содержание. Расколотая накренившаяся, ваза, сломанные стебли растений. Очевидно, что радости этот «букет разочарования» не принес. Помимо смыслового звучания, эта работа интересна и композицией, и цветовой гаммой. Сергей Клычков любит сочные тона и необычные цветосочетания. В данном случае – это лимонный, ультрамарин, оранжевый и сиреневый. В работе «Цветы для Арта» использована аналогичная цветовая гамма, только лимонный цвет перекочевал в верхнюю часть а оранжевый – в низ. Ваза, тоже ярко-синяя, обрела широко улыбающийся рот с белоснежными зубами и огромный голубой глаз. Листья предстают в виде карих глаз. Все пребывает в состоянии движения. У этой работы совсем другая, очень сложная, неоднозначная символика. Как уже отмечалось, Сергей Клычков – автор более 120 работ. Можно выделить циклы философских композиций («Пророчество», «Толпа», «Паника», «Инь-Ян», «Пробуждение утра» и др.) композиций на мифологические («Рождение из пены», «Похищение Европы», «Смерть Змия» и др.), библейские («Ева», «Эдем», «Падение Евы с яблони», «Сюсанна и старцы» и др.) и евангельские сюжеты. («Тайная вечеря», «Смерть Иуды», «Пьета», «Крестный ход»), композиции из сферы подсознания, близкие к экстетике сюрреализма (триптихи «Сирененвые тени», «Многолуние» и др.). А также - серию иллюстраций к собственному, год назад изданному роману, «Эго и нечисть». Охарактеризуем некоторые работы из перечисленных выше. В «Пробуждении утра» (2009) посредством одной и той же модели показан переход из состояния сна к бодрствованию: спящая девушка и девушка сидящая – две ипостаси одной и той же героини, переход из мира сна в мир бодрствования. В «Толпе» передана специфика жизни большого города, 8 где среди движущейся массы людей можно встретить самые удивительные объекты. В «Рождении из пены» обыгрывается появление на свет богини любви Афродиты. Ярко и нестандартно представлен образ праматери Евы на одноименном полотне. Неожиданна и совершенно оригинальна композиция «Тайной вечери»(2016): все двенадцать апостолов изображены в правой части. Они стоят в напряженном молчании. Пред ними опустившийся на колени Христос. Сияет пламя небольшого костра. Небо залито феерическим сиренево-фиолетовым закатом. А в левом верхнем углу мы видим божественное знамение в виде звезды. В воздухе буквально витает предчувствие беды. Художнику удалось передать напряженную зловещую атмосферу этого трагического момента. Да, это не каноническое решение сюжета, но каноны давно остались в прошлом. Современное искусство ищет новые решения. В работах «Эдем», «Троица», «Пьета», «Распятие», «Переправа» художник удачно использует найденный им оригинальный прием изображения святости лица посредством использования овальных плоскостей. Это придаёт работам неповторимость и оригинальность. Удивительно пластическое решение центральной части триптиха «Сиреневые тени» (2016). Композиция, состоящая из движущихся по кругу в танце девичьих фигур, напоминают чем-то матиссовский «Танец». Так же удачно передана динамика движения по кругу. Но сказать об этом лучше, чем сам автор, вряд ли возможно. Потому привожу ниже его стихотворение: Сиреневые тени Танцуют тихо на лугу Трава щекочет им колени, Колышет ветер их в кругу. Они играют среди маков И ветер песню им поёт… Их тело, не касаясь злаков, Качаясь медленно плывёт. Они прекрасно молчаливы, Улыбки тают на устах – 9 Эмоций нежные приливы, Последний луч в его глазах. А тени кружатся, играют, Уводят тихо за собой. Как странно в жизни всё бывает, И наступает вдруг покой. Ну и несколько слов о самой большой работе Сергея Клычкова, триптихе «Многолуние» (2016) Три картины, каждая из которых имеет самостоятельную ценность, органично соединяются в большое целостное полотно. Сущность работы – отражение мира сказок и грез. Это полное раскрепощение фантазии, фиксация образов, таящихся в нашем подсознании и только во сне обретающих право на вольную жизнь: ночной город с его мистикой и чудесными видениями, черное небо с несколькими лунами и россыпью звезд, девичьи фигурки, сидящие на крышах или парящие в просторе ночного темного неба, воздушные шары, крылатые змии, летящий поезд, напоминающий чем-то удава, и всякие неподдающиеся описанию объекты…Все это результат богатой творческой фантазии автора. Знаменитый представитель сюрреализма Сальвадор Дали, полагал, что образы сюрреализма не нуждаются в каком-либо логическом объяснении или расшифровке. Их надо просто воспринимать так как они написаны. С этой позиции надо подходить и к рассмотрению триптиха Сергея Клычкова. Это особый мир, особая художественная реальность. Если смотреть внимательно и долго, то все образы на картине оживают, начинают двигаться, рождая удивительную фантасмагорию. Среди последних работ Сергея Клычкова я бы отметила две, но не потому, что они лучше других. Они обе интересны тем, что открывают еще одно тематическое направление в сложном многоуровневом мире живописи Сергея Клычкова, тему «обратной сторона медали». Обе работы связаны с театром. Это композиции «Тяжелый день», где изображена уставшая и заснувшая за кулисами хрупкая молоденькая балерина, и картина «Печаль», на которой мы видим человека, с набеленным лицом 10 клоуна, в клоунском пестром костюме и прикрытыми от усталости глазами глазами. Мы привыкли восхищаться балетом и балеринами, не отдавая себе отчет в том, какой это тяжелый труд. Мы воспринимаем клоунов как весельчаков-потешников, опять-таки забывая, что и у них много своих проблем и невзгод. В жизни почти всё имеет свою обратную сторону. В кабинете-мастерской Сергея Клычкова я видела и работы, находящиеся в процессе написания. Художник продолжает создавать свои необычные картины самых разных направлений, фиксируя на холстах «волшебную волну» удивительных образов. Так пожелаем ему удачи! Ольга Петрова, кандидат искусствоведения